(ответ министру юстиции З.Балиевой)
Нынешний министр имеет имидж публичного политика – как наследие ее предыдущей деятельности на посту председателя Центризбиркома. Соответственно, ее интервью со снимками, не уступающими лучшим фото-сессиям гламурных журналов – частенько появляются на страницах популярных изданий. Поскольку от позиции министра юстиции напрямую зависят судьбы сотен тысяч заключенных (и моя в том числе!) – попробуем проследить ход мысли в прелестной женской головке, вынужденной заниматься этой сугубо мужской работой.
Итак, госпожа министр – убежденная сторонница усиления лагерно-тюремной дисциплины и ужесточения условий содержания. «Запрещенных предметов в колониях больше, чем достаточно. Значит, надо принимать жесткие меры. Совместно с внутренними войсками МВД мы увеличиваем количество маршрутов регулярного патрулирования…, в том числе с привлечением служебно-розыскных собак. Разработаны новые планы перекрытия каналов поступления…» («Мегаполис», 19.02.07).
Да, от этих слов веет мощью (или мощами?) «железного Феликса». Помните: «Если вы до сих пор находитесь на свободе – то это не ваша заслуга, а наша недоработка» (!). Эти «недоработки» главный юрист страны З.Балиева предпочитает решать не путем гуманизации пенитенциарной системы (как это принято делать во всем мире!) – а только: «принимать жесткие меры»! Чем это оборачивается на практике зэкам, да и всем не равнодушным людям, известно хорошо. Это – «сбивание пыли», когда новоприбывших у автозака встречают две шеренги козлов (ментов) и коз (дружинников), с дубинками и арматуринами в руках! Это – когда арестантов травят собаками (теми самыми – «служебно-розыскными»!). Это – карцеры, БУРы (Бараки Усиленного Режима) и пресс-хаты, где непокорных «ломают» и порой по беспределу «опускают»! Отсюда – увеличение количества суицидов и членовредительств («вскрытий»), против которых также выступает наш «гуманный» министр.
Гуманизация пенитенциарной системы – ведущая тенденция во всем мире. Чем хуже условия в тюрьме и лагерях – тем больше количество «сознательных преступников», сделавших свой преступный образ жизни вызовом судейско-ментовскому беспределу. Это – уже аксиома юстиции, о которой кажется, не знает министр юстиции З.Балиева. «Тюрьма не должна быть исключительно наказанием для человека. Она не должна превращаться в бесконечный ад, а должна давать людям возможность развития». Это – позиция Клементе Мастелла, министра юстиции Италии («Криминал-калейдоскоп», №3, март 2007 года).
Особый гнев З.Балиевой вызывает факт существования в зонах VIP-камер. «Могу подтвердить, что у осужденных, которые отбывали наказание в этих камерах, была сотовая связь, спутниковое телевидение, был интернет. Соответственно, они могли свободно общаться со своими родными и коллегами, могли в любое время смотреть телевизор. Были DVD и диски к ним, холодильник. Для них даже был организован бассейн!» («Мегаполис»).
Конечно, никто не сомневается в том, что З.Балиевой (министру!) прекрасно известно, что те условия, которые она клеймит как «льготные условия» — на самом деле являются санитарно-социальной нормой во всех цивилизованных странах! Желающих убедиться в этом отсылаю к главе «Какой должна быть тюрьма. Германский опыт» (в силу необходимости сокращения книги глава «Тюрьма есть тюрьма» целиком снята с верстки – ред.). Но видимо, кроваво-красный билет члена КПСС З.Балиевой, до поры до времени припрятанный в надежном месте, жжет огнем большевистской непреклонности: «Кто не с нами – тот против нас»! Соответственно, зэки должны, как в эпоху инквизиций, ходить в кандалах и питаться хлебом с водой!
Далее, министр, как и положено любому министру, жалуется на нехватку бюджетных средств. А ведь эти самые VIP-заключенные как раз и являются «спонсорами» и «донорами» тюрьмы! Мало того, что они снимают с плеч государства заботу о своем содержании – но они еще кормят сотни «сирот», т. е. зэков, у которых порой нет самого необходимого!
Кроме того, все VIP-оборудование, установленное в VIP-камерах – этот самый VIP-заключенный ведь не унесет с собой на волю! Как я отмечал выше (в предыдущих главах), достаточно все это добро оприходовать, поставить на баланс учреждения – и оно будет еще долго служить людям на благо Общего!
Я сам, конечно, далеко не VIP-заключенный. Я взял в тюремной отоварке на прокат телевизор (5 тысяч тенге в месяц – кусается!), затянул с воли DVD – и целую неделю мои сокамерники были счастливы (много ли надо бедному каторжнику!). Но вскоре конфисковали DVD, а затем отобрали и телевизор! И свет померк в глазах моих кентов, и с еще большим отчаянием стали они искать геру (героин), и ломка наркотическая показалась им ничем рядом с ломкой морально-психологической! Отнять телевизор с DVD у арестанта – все равно, что отобрать конфету у ребенка! И это сделали Вы, уважаемая Загипа Яхяновна – хрупкая женщина, любящая не только цветы и стихи, но и железо инквизиторских инструкций Минюста!
Как человек продвинутый в прогрессе, З.Балиева, оказывается, обожает также электронику. «Моя твердая позиция в том, что совершенные тюрьмы должны быть обеспечены видеокамерами, причем, цифровыми, с возможностью просмотра проводящейся записи в режиме реального времени в комитете КУИС и «Минюста». («Мегаполис», там же).
Да, какая трогательная забота о высоких чинах! Вот сидит госпожа З.Балиева в своем кабинете, нажала кнопку – и видит, как дрочит на снимок голой бабы зэк, озверевший без женского пола! «Ловит сеанс» — как говорят на зоне! И, уж в самый кайф – «в режиме реального времени»!
Да-с! Велики запросы у министров – особенно в юбках! А вот то, что этот зэк голодный и холодный; и шконка у него едва держится; и что их 40 харь в одной камере, с одним «пятаком» (нужником), едва прикрытым рваной простыней; и воды горячей нет; и полы бетонные; и квадратов на задницу не 2 метра (как утверждает министр), а по 30см (!) с трудом; и люди спят под шконками (прости, господи, и помилуй!); и дышать нечем; и туберкулез загрыз, как волк овцу, и т. д, и т. п – все это не волнует нашего Главного Надзирателя в юбке!
Стоп-стоп, нехорошо обзывать красивую молодую женщину, да еще министра – «надзирателем в юбке»! Пусть даже это и есть самый что ни на есть непреложный факт! Нехорошо! Да и срок можно получить дополнительный – за оскорбление Ее Величества Юстиции!
Ну да бог с ним. «Срок – не резина, на одной ноге отстоим!» — говорят зэки. А нам, идущим по статье 96-2, вообще терять нечего!
Но, честно говоря, мне больше нравилась З.Балиева на посту главы Центризбиркома. Там она была – на своем месте. Это был лучший пиар для Назарбаева. Все понимали, что врет, сучка – насчет процентов в голосовании – но зато… как красиво врет!!! Казахи – народные, прирожденные эстеты. В особенности – на женскую породу! Ученые доказали (по А. Сейдимбекову), что первые конкурсы красоты имели место в казахских степях. Это уж затем буржуи заокеанские сделали из предмета чисто эстетического наслаждения грубый чистоган наживы и комерции!
Потому, от имени всего благодарного казахстанского электората, адресую несравненной Загипе Яхяновне (в оригинале, Джахановне – имя калмыцкого хана; ах, «прощай прелестная калмычка», прав был Александр Сергеевич, знал он толк в женщинах, да и я не могу забыть свою малую родину в приастраханских степях!) старую эпиграмму старого поэта А. Атабека (в свое время ее отказывалась публиковать даже оппозиционная пресса!):
Она избирательна в политике,
С избирателем счетный роман,
Поддается публичной лирике –
Как приятен красивый обман!
Попав в тюрьму, я вынужден был дописать эпиграмму:
Но теперь она «надзиратель в юбке»,
И пайка зэка зависит от нее,
И бьются мои эпиграммы-шутки,
В железом наглухо забитое окно!
Тем не менее, я согласен с министром в том, что «уголовно-исполнительная система – тяжелый труд» («Мегаполис», там же). З.Балиева, видимо, имела ввиду труд сотрудников КУИС («дубаков» — на лагерном жаргоне). Согласен, не легко – избивать заключенных, сажать в карцер, отнимать последнее! Но все-таки я думаю – еще труднее зэку остаться в эти условиях человеком! Ибо, и по закону, и по богу, человек даже осужденный – остается человеком! А не «лагерной пылью», как хотел того товарищ Сталин. И хотят еще некоторые люди, называющие себя вполне «демократично» — Президентами!
К слову, казахи – мудрый народ! – никогда не строили в Казахии тюрем! Хотя, наверное, и Кончак, и Батый, и Жанибек – могли бы себе это позволить. Но тюрьме они предпочитали «кун» — т. е. выкуп за преступление. Даже за убийство! Ибо именно эта «система кунов» (а не КУИС!) позволяла избегать вендетты и облагораживала нравы! И потому казахи, создавая сегодня пресловутые VIP-камеры – на подсознательном уровне следуют древней, природной генной программе!
Потому я, как поэт и мечтатель, – против строительства любых тюрем, даже самых современных! Но, как реальный политик и практический зэк – я понимаю, что без этого не обойтись!
Так, что стройте, уважаемая госпожа министр – стройте эти новые тюрьмы! Пусть там не будет бетонных полов и шконок с арматуринами вместо матрацев! Пусть там будет горячая вода и камеры не на 40, а на 4 человека! Пусть там кормят нормальной человеческой едой – а не баландой! Пусть там менты разговаривают с зэком на «будьте любезны» — а не дубинкой по почкам! Пусть …
Ну, я что-то размечтался! Самое главное, чтобы Главный Юрист страны – независимо от пола – был в душе Гуманным Человеком. Ибо без Гуманизации Сознания – невозможна Гуманизация Общества и Бытия!
P.S. Я уже писал в другой главе – но здесь приходится повторить. Правительство Казахстана уже успело рапортовать в ООН: «Окна в камерах расширены, с них сняты металлические жалюзи с целью доступа дневного света и свежего воздуха» («Дополнительный доклад о мерах, принятых РК в целях осуществления положений Конвенции против пыток…!», утвержден Правительством РК от 16 мая 2006г., постановление №400).
Однако, в реальности, Алматинский централ до сих пор оборудован железными жалюзи на 1-х этажах и металлическими щитами на 2-х этажах. Причина – «Инструкция» Минюста, где черным по белому строго предписано оборудовать СИЗО-1 этими «инквизиторскими» средствами.
В той же «Инструкции» предписано всячески не допускать попадания в тюрьму «оппозиционных газет и прочей пропагандистской литературы». Не то что у нас, зэков – у наших адвокатов отнимаются «Свобода Слова» и другие газеты!
Надо ли говорить Вам, уважаемая Загипа Яхьяновна, что все эти меры – прямое нарушение и Конституции РК, и международных Конвенций по гражданским правам, на чьей защите и должно стоять Министерство Юстиции!
Надеюсь, после опубликования этой статьи в тюрьмах Казахстана будет наведен порядок – в соответствии со стандартами ОБСЕ, а не сталинского ГУЛАГа!
И еще одна огромная просьба – отмените все «Инструкции», изданные Вашими предшественниками. Там – сплошной сталинизм, помноженный на менталитет казахстанских чиновников: «шаш ал десе, бас алады» — «говоришь вырви волосок – отрубают сразу голову»!
Тем более, что люди в погонах не читают «Отчеты Правительства РК в ООН и т.д.»! Для них Ваша «Инструкция» — и Конституция, и Закон, и Коран, и Библия вместе взятые! Начните гуманизацию пенитенциарной системы – с самих себя!
Арон Атабек
15 марта 2007 года
«Шанырак — восстание бездомных»
Глава 2. «Надзиратель в юбке» или «Красивый обман»