To: U.N. Special Rapporteur on Torture, Mr. Juan MENDEZ
c/o Office of the High Commissioner for Human Rights,
United Nations Office at Geneva
CH-1211 Geneva 10, Switzerland
Fax: + 41 22 917 9022
E-mail: urgent-action@ohchr.org
Date: 18 июля 2014
Re: Allegation Letter re Secret Unannounced Custody, Incommunicado Detention
I. Identity of the person(s) subjected to incommunicado detention
A. Family name/Фамилия: Арон
B. First and other names/Имя отчество: Едигеев (Атабек)
C. Sex/пол: мужской
D. Birth date/Дата рождения: 31 января 1953 года
E. Nationality/гражданство: Казахстан
F. Current occupation:
G. Identity card number (if applicable)/№ удостоверения (если помните):
I. Residential and/or work address/место жительства/рабочий адрес: отбывает наказание в РГУ «АП 162/1» Департамента уголовно-исполнительной системы по Павлодарской области Министерства внутренних дел (далее — АП 162/1).
II. Обстоятельства совершения пыток:
a. Дата и место ареста и последующих пыток:
Арон Атабек, казахский поэт, писатель. 5 октября 2007 года был осужден к 18 годам лишения свободы за организацию массовых беспорядков. В частности Атабек выступил на стороне жителей поселка Шанырак (Алматинская область), подвергшихся насильственному выселению. Акция вызвала народные волнения. Репрессии коснулись многих. Вместе с Ароном Атабеком силовики арестовали еще несколько человек. Однако Атабек признан главным организатором «массовых беспорядков». Также ему инкриминировались «взятие заложников» и «убийство с отягчающими последствиями». В настоящее время Арон Атабек отбывает наказание в АП 162/1 (карцер), где подвергается пыткам.
b. Данные о лицах/структурах, осуществлявших первоначальное задержание и/или пытки (полиция, разведка, вооруженные силы, полувоенные формирования, тюремная охрана и др.:
Сотрудники АП 162/1 по указанию Комитета национальной безопасности
c. Было ли позволено таким лицам, как адвокат, родственники или друзья, встретиться с пострадавшим во время задержания? Если да, то через какое время после ареста?
За весь период отбытия наказания Арона Атабека этапировали как минимум 8 раз в различные исправительные учреждения, 6 из них на дальнее расстояние, при котором невозможно было поддерживать связь с родственниками.
Несмотря на нормы предусмотренные п. 2 ст. 70 Уголовно-исполнительного кодекса РК1 (далее УИК РК), родных никогда не ставят в известность об этапировании Атабека. В октябре 2013 родные обратились в РГУ «УК161/12» ДУИС по Костанайской области (далее УК 161/12) касательно местонахождении Атабека, однако администрация УК-161/12 отказалась предоставлять подобную информацию. Позже 25 октября 2013г. родные узнали из средств массовой информации о том, что 5 октября 2013г. Атабек плановым этапом убыл в учреждение АК -159/22 ДУИС по Карагандинской области2 (далее АК-159/22). О причинах внезапного перевода Атабека, родным так и не сообщили, уведомление о переводе родственники получили в январе 2014г.Затем Атабека этапировали в АП -162/1, родственников проинформировали только в апреле 2014г.
Заключенному постоянно ставят нарушения режима содержания, согласно п. 1 ст. 114 УИК РК осужденным, которые были водворены в штрафной изолятор, запрещаются свидания с родственниками3. Заключенный не имеет возможности звонить родственникам, вправе лишь направлять письма4. Однако, письма от Атабека родственники не получают уже год. Заключенный и его родственники не могут быть уверенными в прочтении письма адресатом. Вся переписка подвергается цензуре. Каждое письмо Атабека содержит стихотворение, написанное им в исправительном учреждении. Подобного рода письма «исчезают бесследно». Кроме того, во время нахождения Атабека в АК -159/22, ему не выдавали бумагу и ручку.
2 июля 2014 г. Атабеку было предоставлено краткосрочное свидание с родственниками.
d. Опишите применявшиеся методы пыток:
Примечения:
1. ст. 70 УИК РК Направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания
1) Лица, осужденные к лишению свободы, направляются для отбывания наказания не позднее десяти дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу. В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами. Порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется уполномоченным органом в сфере уголовно-исполнительной деятельности.
2) Администрация следственного изолятора обязана поставить в известность одного из родственников либо законного представителя по выбору осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания.
2. http://rus.azattyq.org/content/kazakhstan-political-prisoner-aron-atabek/25147820.html
3. Статья 114 УИК РК. Условия содержания осужденных к лишении свободы в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа и одиночных камерах
1) Осужденным к лишению свободы, водворенным в штрафной изолятор, запрещаются свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания, получение посылок, передач и бандеролей. Они имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час.
4. Статья 86 УИК РК. Переписка осужденных к лишению свободы,отправление и получение денежных переводов
1) Осужденным разрешается получать и отправлять за свой счет письма и телеграммы без ограничения их количества.
С момента прибытия в апреле 2014 г. в АП-162/1 Арон Атабек подвергается систематическим пыткам и издевательствам со стороны сотрудников исправительного учреждения. Атабек содержится в нечеловеческих условиях в карцере следственного изолятора, администрация АП 162/1 отказывается переводить заключенного в медико-санитарную часть.
По прибытию в АП -162/1 7 апреля 2014г. Атабек был избит и помещен в карцер. Несмотря на низкую температуру в апреле, мае и июне месяце, Едиеев не был обеспечен, в соответствие с нормами п. 2 ст. 95 УИК РК5, одеждой по сезону с учетом климатических условий.
Во время краткосрочного свидания с сыном на Атабеке был надет только спецкомбинезон оранжевого цвета с вертикальной надписью «КАРЦЕР», другой одежды на нем не было 6. Администрация АП-162/1 на требования осужденного выдать одежду отвечает отказом. Более чем 20- суток Атабек провел на холодном полу карцера из-за чего была вызвана боль в области спины, которая не позволяет ему поднимать и закреплять массивную железную «шконку» (лежанку) к стене в карцере. Подобные действия администрация АП-162/1 расценивает как нарушение порядка. Ежедневно сотрудники АП-162/1, под предлогом досмотра, заставляют Арона Атабека приседать раздетым догола, при этом вся процедура фиксируется видеосъемкой и проводится чаще одного раза в день.
Долгое нахождение Атабека на холодном полу карцера привело к воспалению коленного сустава, отек распространился на конечность, что доставляет сильную боль и затруднение при передвижении. Администрация АП-162/1 не предоставляет ни костыли, ни трость для облегчения передвижения Атабека.
Во время свидания с сыном Атабек сообщил, что сотрудники наносили удары «в голову и в тело, у него недоставало переднего зуба-резца, выбитого от удара кулаком».
Медикаменты для Едигеева, не требующие рецепта врача и не являющиеся запрещенными для передачи осужденному, администрация АП-162/1 отказывается принимать. 14 июля 2014г. Следственный изолятор посетила общественно-наблюдательная комиссия по Павлодарской области (далее ОНК), которая сообщила о том, что Атабек находится в помещении камерного типа. Заключенный находится в тесной одиночной камере, где отсутствует вентиляция и нормальное освещение. Члены ОНК также сообщили, что администрации АП 162/1 неизвестно по какой причине Атабек был переведен в следственный изолятор.
Долгое нахождение Атабека на холодном полу карцера привело к воспалению коленного сустава, отек распространился на конечность, что доставляет сильную боль и затруднение при передвижении. Администрация АП-162/1 не предоставляет ни костыли, ни трость для облегчения передвижения Атабека.
Во время свидания с сыном Атабек сообщил, что сотрудники наносили удары «в голову и в тело, у него недоставало переднего зуба-резца, выбитого от удара кулаком».
Медикаменты для Едигеева, не требующие рецепта врача и не являющиеся запрещенными для передачи осужденному, администрация АП-162/1 отказывается принимать. 14 июля 2014 г. Следственный изолятор посетила общественно-наблюдательная комиссия по Павлодарской области (далее ОНК), которая сообщила о том, что Атабек находится в помещении камерного типа. Заключенный находится в тесной одиночной камере, где отсутствует вентиляция и нормальное освещение. Члены ОНК также сообщили, что администрации АП 162/1 неизвестно по какой причине Атабек был переведен в следственный изолятор.
Примечания:
5. Статья 95. Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы
1) Норма жилой площади в расчете на одного осужденного в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах — двух с половиной квадратных метров в колониях, предназначенных для содержания женщин, — трех квадратных метров, в воспитательных колониях — трех с половиной квадратных метров, исправительных учреждениях, осуществляющих принудительное лечение, — трех квадратных метров.
2) Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой, бельем и обувью по сезону с учетом пола и климатических условий.
3) Нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Республики Казахстан. Осужденные обеспечиваются питанием, одеждой и предметами первой необходимости за счет государства. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм…
6. http://rus.azattyq.org/content/aron-atabek-v-tyurme-svidanie-s-synom-askarom/25444405.html
e. Какие травмы получены в результате пыток?
Долгое нахождение Атабека на холодном полу карцера привело к воспалению коленного сустава, а также отеку, который распространился на конечности. Появилась боль в области спины. Выбит передний зуб (резец). Последствия от одиночного содержания в карцере могут быть серьезными, но заключенного не обследовал психолог, психотерапевт, для оценки вреда здоровью.
Атабек утверждает, что изъятие его рукописей и дневников, лишение возможности публикации, наносит ему эмоциональные и душевные страдания.
f. Какой представлялась цель пыток?
Наказание заключенного, как гражданского активиста. Ухудшение здоровья и морального состояния для подавления желания продолжать писать книги(стихи). Не допускать распространение политического инакомыслия среди других заключенных. Переводы заключенного на удаленные расстояния для осложнения организации его защиты.
g. Был ли пострадавший осмотрен врачом на каком-либо этапе пережитого? Если да, то когда именно? Осмотр проводил тюремный или гражданский врач?
Исполняющей обязанности начальника медицинской части УК 161/12 Байгереевой Г.С. предоставлена выписка из медицинской карты Атабека, которая свидетельствует, что в ходе медицинских осмотров Едигеева А. в период 2010-2012 гг. были диагностированы: ишемическая болезнь сердца, ангиоспазм сосудов глазного дна, хронический геморрой с стадии субремиссии, церебросклероз, поясничный остеохондроз, защемление тройничного нерва в результате энцефалопатии травматического генеза, разрушение коронки с последующим удалением. Осмотр проводил тюремный врач (фельдшер). Для предоставления консультации врачом узкой специальности (врач -окулист) Атабек в 2010г. был направлен в Аркалыкскую региональную поликлинику.
III. Действия по восстановлению прав:
Были ли пострадавшим, его семьей или представителями задействованы какие-либо механизмы защиты внутреннего законодательства (жалоба соответствующим структурам, иск в суде, политические органы и т.п.)? Если да, каков результат?
На данный момент Арон Атабек не готов писать жалобу касательно его избиения.
IV. Информация о заявителе
a. Фамилия: Мокшева Е.
b. Отношения с пострадавшим: —
c. Представляемая организация: Костанайский филиал ОО «Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности» (КМБПЧиСЗ)
d. Полный адрес в настоящее время: офис 9, ул. Победы 70, г. Костанай, Казахстан. 110000, kostanai.kibhr@gmail.com, тел\факс +7 7142 574043