Прошло два года с трагических Событий в «Шаныраке».
Как неоднократно подчеркивали наблюдатели, «Шанырак» – 2006 года есть повторение «Желтоксана» – 1986 года.
Разница лишь в том, что Желтоксановское Восстание случилось еще в эпоху Советского Тоталитаризма – и понадобилось целых три года, пока нам, казахским национал-радикалам (тогда до меж-партийного размежевания, все мы, борцы с Режимом, определялась одним словом – «неформалы»!) – удалось добиться права на публичное обсуждение этой Народной Трагедии, с проведением митингов и пикетов, сопровождавшихся, как водится, перманентными арестами, отстрелом радикальных лидеров, подкупом и запугиванием менее стойких.
Но Шаныракское Восстание произошло на 15-ом году Казахской Независимости, в апогее широко разрекламированных назарбаевских реформ, под золотым дождем нефтедолларов! В принципе, это Восстание не должно было случиться – ибо и Власть была уже своя, КАЗАХСКАЯ и Государство Казахстан было Независимым, и поток нефтедолларов позволял, казалось бы, решить раз и навсегда большинство социальных проблем. (Вместо постройки, к примеру Астаны – этой «потемкинской деревни» Назарбаева, ежегодно пожирающей свыше 2 миллиардов долларов, что равнозначно всей «социалке» РК!).
Но, увы, это восстание оказалось неизбежным, ибо если Власть бульдозерами разрушает жилище (святой очаг!) человека – то это уже не Власть, а Режим, причем, антинародный, инквизиторский Режим!
И борьба шаныраковца за право иметь 6 соток земли и хибарку на ней – это есть Святая борьба за право быть Человеком (а не быдлом!) на этой, своей же, Казахской Земле!
И, кажется, ни у кого нет сомнения в том, что Шаныракское Восстание, как крупнейшая веха в истории национально-освободительного движения Казахстана, – достойна самых скрупулезных исследований, анализа и осмысления, причем, в виде не только текущих статей, но и серьезных, разноплановых книг.
Одна из таких книг («Шанырак – восстание бездомных») написана мной в застенках СИЗО-1 г.Алматы. Книга представляет собой сборник статей, дающих в целом широкую панораму Трагического События – от истории появления «Шанырака» (1990 г.) до описания рокового дня 14 июля 2006 года и затем судебного Шаныракского процесса (2007 г.); здесь приведены многие эксклюзивные документы, воспоминания очевидцев, стихи и комментарии подсудимых, хроника тюремных будней, дневники, анализ чиновничье-бюрократической и пенитенциарной системы РК, ход и перипетии судебного процесса, отклики в мировых и отечественных СМИ и т.д. и т.п.
Рукопись книги была завершена 3 октября 2007 года (день оглашения приговора в Алматинском горсуде) – и передана на волю. Лидеры Оппозиции, активно участвовавшие в Процессе, публично не раз клялись, что издадут эту Книгу. Оно и понятно – кому, как не оппозиции, на руку сам факт Шаныракского восстания и Шаныракского Процесса! И кому, как не Оппозиции, по определению следует издать и эту, и другие Книги по истории Шанырака!
Но — время шло, я находился в тюрьме, а Книги все не было. Вначале Булат Абилов, лидер «Азата» (один из тех, кто «конкретно» клялся издать книгу!) обещал издание к Новому (2008) году, затем – к моему 55-летию (31.01.2008 г.). Но уже к весне он ОТКАЗАЛСЯ (!) вообще издавать Книгу – якобы, из-за нехватки средств!
Напомню читателям, что для издания Книги в 500 страниц, с фотографиями, в твердой обложке, тиражом в 1 тысячу экземпляров – необходимо 6 (шесть) тысяч долларов. В принципе, это стоимость одного партийного фуршета – коими любят побаловать себя господа оппозиционеры. При всем уважении к финансам – вряд ли эта сумма сопоставима с кровью, пролитой за правое дело в «Шаныраке»; с чудовищным тюремным сроком в 63 года – на 4-х безвинно осужденных; и, в целом, с масштабом трагедии «Шанырака» и ожиданиями широкой читательской общественности, жаждущей узнать ПРАВДУ о «Шаныраке»!
Конечно, нехорошо считать чужие деньги в чужих карманах. Да я и не считаю! Если бы Б.Абилов и другие «вожди» не били себя в грудь, становясь в позу ярых защитников «Шанырака» (и ясное дело, наживая политические дивиденды) – я бы не питал иллюзий насчет издания Шаныракской Книги. Но, как говорят зэки: «Мужик сказал – мужик сделал!» И если «мужики» от Оппозиции дают обещания – я верю. Ибо я привык к мужским, мужественным поступкам – и сам живу по кодексу мужской Чести!
Примерно в это же время известная деятельница Айсулу Кадырбаева (фонд «Куретамыр») предложила свои услуги по изданию Книги. К слову, Айсулу – одна из активных сторонников «Шанырака»; она до сих пор организует столь необходимые продуктовые и прочие передачки в тюрьму; как главный редактор газеты «Шанырак Айнасы» («Зеркало Шанырака») она популяризировала идеи «Шанырака» – и мы, шаныраковцы, высоко ценим ее усилия. Я передал ей диск с рукописью (набор) Книги; мои родственники вручили ей 900 долларов – остальные 2100 долларов должна была выделить партия «Алга ДВК» (в расчете на тираж в 500 экземпляров). Однако, партия отказалась финансировать – и проект почил в бозе!
К сожалению, от издания Книги отстранились и другие оппозиционные партии и организации. В первую очередь это касается РОО «Шанырак» (председатель — А.Кожахметов) – которое, собственно, было создано от имени нас, сидящих в тюрьме шаныраковцев, и, соответственно, для защиты интересов «Шанырака»! Однако, деятельность этого объединения осуществляется в прямо противоположном направлении (увы)!
По странному зигзагу судьбы – Б.Абилов, после 3-х месячной «отказки», неожиданно вновь воспылал желанием издать книгу. По его указанию Ермурат Бапи, «главный читатель» газеты «Тасжарган» подготовил оригинал-макет. Дело осталось за малым – проплатить деньги в типографию.
Но тут-то со стороны «мецената» появилось новое, причем категорическое, «условие». Насколько я бывалый и терпеливый человек – но здесь я просто не мог поверить своим ушам и «крыша» чуть не съехала по «фазе»! Оказывается, Б.Абилов потребовал – ни много, ни мало! – чтобы я отказался от своих слов в адрес небезызвестных Маржан Аспандияровой и Рысбека Сарсенбека. Речь идет о той пол-страничке текста, где я даю описание кульминации События – гибели полицейского. Я уверен, что не отдай (предательски, за спиной Народа, без каких-либо гарантий от Властей!) эти деятели первого «заложника» (старшину Естемесова – то не было бы и повторного штурма, и гибели следователя А.Бейсенова.
Конечно, это мое личное мнение – и я никому его силой не навязываю. Причем, я выражаю это мнение максимально конкретно – уважая чувства Маржан и Рысбека, которых я знаю не первый год. Но, как говорится, «Платон мне друг, но Истина дороже!» Факт предательства имел место – и его невозможно, и не нужно скрывать. На месте этих деятелей, я бы просто и честно покаялся перед народом: «Извините, ребята – «очко» не железное, дрогнуло, проклятое!» (Именно этими словами, кстати, извинился публично Заманбек Нуркадилов — когда его обвинили в том, что он, как мэр города, участвовал в подавлении Желтоксана в 1986 году!).
Однако Маржан и Рысбек избрали другой путь – путь давления на Булата, который, в свою очередь, стал ШАНТАЖИРОВАТЬ (sic!) меня (известного поэта и зэка с 18-летним сроком!) угрозой «не-издания» Книги!
Да… в это трудно поверить – но это именно так! Демократ и душка, «джентльмен, приятный во всех отношениях» Булат Абилов, он же «свой в доску» шахтерский паренек с «погремухой» (кличкой) Бутя – требует от автора … отказаться от авторства! Отречься от написанного, в данном случае, от написанного «кровью» в буквальном смысле этого слова!
Означает ли это требование в правовом, моральном, человеческом смыслах! — нечто иное, нежели ЦЕНЗУРА?! Да-да, та самая совковая, с ЦЕНЗУРА, с которой мы, писатели-диссиденты, боролись за все время существования Советской Власти! Та самая ЦЕНЗУРА, «благодаря» которой наши книги не печатались официально, а ходили в самиздатовских списках! Та самая ЦЕНЗУРА, которая всем прогрессивным человечеством ЗАКЛЕЙМЕНА как ПОЗОР РАЗУМА и как наиболее циничное и жестокое проявление ТОТАЛИТАРИЗМА!
Похоже, увы, казахстанские Демократы по самой своей сути «с корня» – есть слегка эмансипированные клоны Назарбаева как наиболее одиозного и мракобесного пост-совкового Тоталитаризма!
Однако, в отношении НАНа – оно и понятно. НАН – средневековый азиатский Тиран и Деспот, и не скрывает этого. Мракобесный и продажный КОМПРАДОРО-ФЕОДАЛИЗМ — это и есть Система, которую он воздвиг на руинах Казахстана и костях Казахского Народа!
Но – Оппозиция? С почетной и многообязывающей прибавкой – «Демократическая»? Та самая Оппозиция, которая, якобы, борется с Тоталитаризмом и НАНизмом (тьфу, шайтан, едва не написал через начальное «О»! прости, господи! два года без женщины)? Та оппозиция, которая якобы радеет за интересы народа?
Впрочем, об этой Оппозиции (как и о так называемых Национал-Патриотах – этих «храбрецах» по указке свыше!) – сейчас рассуждать некогда. Я сижу в буквальном смысле «на кешаре» («арестантском мешке») – в ожидании этапа. Нас, 4-х осужденных шаныраковцев, разбрасывают по разным лагерям: Ерганат уехал в Степногорск («жара», «красная зона»!), Курман – в Павлодар, Рустем – в Кызыл-Орду. Я – жду очереди, менты, падлы, не курсуют – куда? когда?
Впрочем, и наш Режим и наша Оппозиция – не упали с неба. Многие народы это уже проходили, и даже игру такую придумали – ПОДДАВКИ! Это когда Режим и Оппозиция не боятся друг друга – но оба вместе боятся НАРОДА и НАРОДНЫХ ГЕРОЕВ! По тому и отношение у них к «Шаныраку» – ОДИНАКОВО ПОДЛОЕ, ТРУСЛИВОЕ, ПРОДАЖНОЕ И БЕСЧЕЛОВЕЧНО ЖЕСТОКОЕ!
Помнится, некогда один из лидеров тогда только нарождавшейся Европейской Демократии, гордо заявлял: «Я – ОППОЗИЦИЯ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА КОРОЛЯ!»
И это была истинная правда: ибо Король самолично распределял придворных – кого в премьеры, кого в Оппозицию!
НАН – в этом действительно, ЕВРОПЕЙСКИЙ МОНАРХ! Ибо он также самолично решает – кого в спикеры Мажилиса, кого в лидеры Оппозиции! (Иногда происходит «накладка» и оба совмещаются в одном лице!).
И это – неудивительно. Ибо наша оппозиция – родом из Власти. И «страшно далека от Народа»!
Мудрые казахи говорят: «Асыранған күшік бөрi болмайды» – «Прирученный щенок волком не станет!»
ВОЛКИ – имею в виду не только дикую природу, но и наших Великих Предков, чей родовой Тотем есть Волк! – по определению либо на воле, либо в клетке (тюрьме!).
Но никогда Волки не лижут руки (и еще кое-что!) Тирану!
У меня нет и тени обиды ни на Оппозицию в целом, ни на Булата в частности. Какой смысл обижаться на Щенков – когда над ними стоит, с кнутом и пряником в руках Хозяин!
Этот Хозяин в дикой вакханалии самодурства, вседозволенности и все-распродажности, определил «цену» Казахскому Народу – 6 соток заболоченной земли!
Оппозиция Его Величества дала «Шаныраку» цену еще меньше – всего-навсего издание одной-единственной Книги!
Думается, оба они глубоко и преступно ОШИБАЮТСЯ!
Шаныраковцы воевали с до зубов вооруженной армией ментов не за 6 соток земли (хотя, конечно, земля казахская – священна, и за нее воевать и умирать – святой долг казаха!) – а за честь и ПРАВО НАЦИИ!
И, соответственно, КНИГА О ШАНЫРАКЕ – это не просто беллетристика, это – ПАМЯТЬ О ГЕРОЯХ, защищавших ЧЕСТЬ И ПРАВО КАЗАХСКОЙ НАЦИИ!
…Я прождал издания книги почти год! Но она так и не была издана. Сегодня я ухожу на этап. Я не уверен, что выйду спустя 18 лет – в здравом уме и в здоровом теле. И вообще, выйду ли.
Поэтому я принял решение опубликовать Книгу в Интернете – и тем самым подарить ее ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ!
Хотя даже это — в условиях НАНизма сделать, оказывается, не просто. Все (или почти все) сайты – «под колпаком». Но я все же надеюсь, что и эта проблема технически будет решена. Сейчас идет работа по восстановлению моего личного сайта («Atabek National»), который был разрушен ментами после моего ареста. Есть и другие…
Этим самым я официально даю РАЗРЕШЕНИЕ любому, кто имеет средства и желание издавать мою Книгу «ШАНЫРАК – ВОССТАНИЕ БЕЗДОМНЫХ», распространять ее и получать прибыль (на здоровье!).
Надеюсь, скромно, что будущие издатели не забудут прислать мне один авторский экземпляр Книги в лагерь (адрес – узнать в КУИСе!).
С уважением
Арон Атабек,
поэт, узник совести,
пока еще в СИЗО-1, б/о п/х
г.Алматы
22 августа 2008 г.