Жизнь и творчество Олжаса Сулейменова — уникальны. Советская пропагандистская машина любила, на фоне полного оболванивания масс, иногда вытаскивать эдаких “вундеркиндиков” и демонстрировать их, как торжество ленинской национальной политики.
Таким “вундеркиндиком” оказался и Олжас Сулейменов, в 25 лет написавший поэму о первом летчике-космонавте и получивший премию Всесоюзного Ленинского комсомола — и дальше уже благополучно пожинавший лавры собственного успеха.
Он действительно был “вундеркиндом” — по тогдашним меркам, начала 60-х “оттепельных” годов. Казах — он писал стихи на русском языке! Это все-равно, что в эпоху колониальных открытий нашелся бы папуас, пишущий на английском! Олжекен был действительно единственным казахским русскоязычным поэтом (о прозаиках тут речи нет, они всегда были; а также приношу извинения Ардак Еженовой и еще двум-трем поэтам, также писавшим в те годы стихи на русском языке — но их скромные силуэты терялись в тени огромного, с громоподобным голосом, растиражированного Олжекена!). Сегодня казахский русскоязычный поэт — отнюдь не редкость. Навскидку можно назвать с десяток талантливых имен (от изящно-вытанцовывающего Дуйсенбека Накипова до изощренно-рафинированного Марата Исенова; от академично-правильного Бахытжана Канапьянова до неистово-ужасного Хакима Булебекова; автор этих строк также проходит по той же графе “маргинальных поэтов”).
Сам по себе феномен поэта, творящего на языке колонизаторов — достоин изучения. “Возвысить степь — не унижая горы” — вот лозунг, с которым молодой Олжас Сулейменов вошел в советскую литературу. Маргиналам изначально присуща расщепленность сознания. Под прессом советской идеологической машины эта расщепленность обретала формы “комплекса неполноценности” в интеллектуальном плане. Но именно этот “комплекс неполноценности”, словно натянутая тетива лука, давал возможность послать стрелу вдохновения повыше и увидеть глубже и дальше, нежели очерченная советской историографией граница начала казахской нации, — 16 век. Интеллект бывшего геолога с изумительной скоростью преодолевал расстояния в десятки веков, находя пласты казахской (тюркской) лексики и в этрусских надписях, и в шумерских глиняных табличках. Сместив фокус, он вдруг явственно разглядел поэтику и стилистику казахского жыра в знаменитом “Слове о полку Игореве”! Изучая древнетюркские руны, он пришел к выводу о невозможности происхождения линейного рунического письма от курсивного согдийско-иранского. И многое еще другое прозрел великий Олжекен на страх врагам и на радость друзьям.
Собственно говоря, если бы О.Сулейменов остановился на этом — у меня не было бы необходимости отбросить все спешные дела и сесть за написание этой статьи. Я — рядовой гвардии казахской поэзии и политики. Я не литературовед и даже не политолог (упаси боже!). Тем более, что в преддверии 70-летнего юбилея О.Сулейменова, нарастает поток хвалебных очерков. Похоже, что этот юбилей может превратиться в государственный праздник — с вручением “Халык каһарманы”, очередной премии и т.д. Но, увы — это не будет национальным праздником! Это не будет праздником Нации! Ибо — “страшно далеки они от народа”, как любил говорить Ленин о своих предшественниках-декабристах — страшно далеки друг от друга Казахская Нация и казахский русскозычный поэт Олжас Сулейменов. Опять-таки, встану на защиту языка — дело не в том, на каком языке пишет поэт; важнее — что он пишет! Опять-таки повторюсь, если бы Олжекен ограничился только литературно-историческими изысканиями — цены ему бы не было! Но О.Сулейменов, как воистину тщеславный и честолюбивый поэт, избалованный “халявными” пиар-кампаниями Советской власти — решил попробовать себя еще в одной ипостаси. Он решил стать ПОЛИТИКОМ! Что такое политика в условиях Казахстана 20-21 веков? Это — национально-освободительная борьба во всех ее проявлениях. Это — БОРЬБА ЗА НАЦИЮ в первую очередь! И Олжекен в своих стихах уже предвидел, каких жертв потребует эта Борьба:
Свобода — это не позерство,
А как и прежде — эшафот!
Как честный человек – он был выше позерства. Но как слабый человек — он испугался эшафота. И, тем не менее, огненный сплав личного тщеславия и потребности служить обществу — поставил его на третий, срединный, и оттого весьма скользский путь. Олжекен стал осваивать искусство политического канатоходца. Началось, видимо, это еще с того злосчастного “Покаянного письма”, которое было опубликовано в “Казахстанской правде” (1976 г). Вчерашний бесстрашный борец со “Змей Горынычами” советской историографии — сегодня публично просил пощады и жалко оправдывался в своих “заблуждениях”! Для нас, тысяч молодых пассионариев, готовых жизнь отдать за “Аз и Я” и национальную казахскую идею — это был день моральной катастрофы:
Мұнар да, мұнар, мұнар күн,
Бұлттан шыққан шұбар күн,
Буыршын мұзға тайған күн,
Бура атанға шөккен күн!
О, этот день печальной славы,
С небес исчез луч солнца слабый,
Верблюд упал на скользском льду,
Самец кастратом стал на дню!
(Махамбет)
Картина публичного ползания в ногах властей вообще не симпатична, а раскаяние поэта-вождя-трибуна — вызывало тошноту! Тем более, что у нас уже были примеры героизма не только из казахской истории (Исатай — Махамбет) — но и советской современности. К примеру, 25 августа 1968 года, после вторжения СССР в Чехословакию, молодые писатели и правозащитники (Синявский, Гинзбург, Богораз, Горбаневская и др.) вышли на Красную площадь с транспарантами протеста — и получили по 8 лет тюремного заключения. Их никто не заставлял выходить на эту акцию — но внутренняя совесть и честь не позволили им смолчать и тихо отсидеться за письменным столом! Вот это и есть тот самый кантовский “моральный императив” — когда невозможно стерпеть факт грубого попрания истины и справедливости!
Олжекен, маргинально-двойственный внутри, сделал шаг вперед — и два шага назад! Этим он не просто избежал неминуемого наказания со стороны Режима — но пошел еще далее по карьерной лестнице, став даже членом ЦК КП Казахстана, депутатом, лауреатом и т.д. Плюс еще феерическая волна эпатажного успеха, сопровождаемая ахами и вздохами по поводу нового мученика и страдальца за дело нации! Но если бы он действительно был мучеником и страдальцем за Дело Нации — ему надо было бы пойти с гордой головой в тюрьму, отсидеть положенное, затем быть высланным за границу и там уже, на волне антисоветской пропаганды, получить долгожданную Нобелевскую премию!
И сделать это не ради себя самого (даже если и будет ублажена при этом акула личного тщеславия!) — но ради Казахской Нации, ибо еще ни один казах, и даже ни один тюрок не был лауреатом Нобелевской премии! А Олжас Сулейменов, как никто другой, был близок к ней — и, действительно, заслуживал (и заслуживает) этой Нобелевской премии! Я знаю немало деятелей, которые демонстративно морщатся при словах “Нобелевская премия” (дескать, нафиг она нужна, это порождение масонско-сионистского закулисья!) — но, объективно, именно “Нобель” на протяжении последнего века определяет лучшие произведения и является неоспоримым свидетельством творческой состоятельности и международного реноме писателя!
Итак, Олжекен не смог стать вровень с тем образом борца и героя, который он создал сам себе посредством “Аз и Я”. Сибарит и капризуля, неженка и конформист — он не мог пойти по этому тернистому пути. Пути, по которому прошли великие Алихан, Ахмет, Миржакып, Магжан, Сакен, Ильяс и многие другие казахские поэты и писатели. Олжекен был человеком нового времени и нового мышления — и политика перестроечника Горбачева открыла для него новые горизонты в “игре в героя”. Впрочем, судьба давала ему еще один шанс для реабилитации. Наступил грозный Декабрь 1986 года! Это была лакмусовая бумажка, определившая “кто есть кто” в современной казахской нации! Десятки и сотни игравших в героев деятелей испуганно забились в кусты, а многие даже еще охаивали и Желтоксан как явление, и желтоксановцев как участников!
Олжекен, увы, оказался в числе “кустарщиков”. Мы не увидели его на Площади в те кровавые дни, мы не услышали из его уст ни слова ни в 1986 году, ни после. Напомню, что в это же время никогда не строивший из себя героя, маленький скромный режиссер Азербайжан Мамбетов не усидел в театре, сознательно пошел на эту бойню и был госпитализирован потом с черепно-мозговой травмой! А несгибаемый писатель-диссидент Каришал Асан-Ата уже успел опубликовать (в самиздате, в Прибалтике) брошюру, в которой подверг публичной критике действия Кремля во время Желтоксана 1986 года, трактовав их как “геноцид по отношению к казахской нации”!
В апреле 1989 года я лично написал “Политические требования. Письмо к 1-му Съезду народных депутатов СССР”, в котором обосновал необходимость: 1) пересмотра политической оценки Желтоксана 1986 года и освобождения всех желтоксановцев; 2) предоставления суверенитета Республике Казахстан.
Письмо, несмотря на опасное время сталинско-андроповско-лигачевских рецидивов, было подписано выдающимися сынами казахской нации, а именно его подписали писатели Сафуан Шаймерденов, Фариза Онгарсынова, Абдижамил Нурпеисов, академик Абдуали Кайдаров, профессор Мекемтас Мырзахметов и я, поэт Арон Атабек (как инициатор). По воле Вечно Синего Неба, это письмо, отправленное мной через эмиссаров в лице Алмаса Естекова и Рашида Нутушева, легло на стол Горбачеву! Эмиссары долго уговаривали О.Сулейменова и М.Шаханова озвучить тезисы Письма с трибуны Съезда — и, в конце концов, они это сделали (за что честь им и хвала!). Но — искусство канатоходца требует после наклона влево, сделать наклон и вправо! Олжекен вновь стал на службу Режима (теперь уже назарбаевского).
Весь 1990 год в Алма-Ате прошел под знаком массовых волнений. Тысячи людей в грязь и снег стояли на Старой площади, требуя решения накопившихся проблем (у каждого, конечно, проблемы были свои). Партия “Алаш” придавала этим разношерстным движениям координаты политических требований, уже сформулированных мной в упомянутом “Письме к Съезду”. В очередной раз, когда стало трудно сдерживать толпу, Режим решился на хитрость. Было объявлено, что в здании мединститута состоится встреча с поэтом и депутатом Олжасом Сулейменовым — который-де, и решит все проблемы. Сотни людей бросились туда — как на встречу с новоявленным мессией! Однако вальяжный и холеный поэт долго разглагольствовал о бесполезности и опасности массовых выступлений, на примере мирового национально-освободительного движения. Грязные, голодные, замерзшие, уставшие, на грани истерики люди стали освистывать поэта и покидать зал. Уязвленный О.Сулейменов жалко пролепетал им вслед: “Вы не хотите слушать! Но я еще докажу!”. И — доказал! Его антиядерное движение “Невада-Семей” заколотило последний гвоздь в гроб бывшего ядерного статуса Казахстана!
Казахи, по воле Неба и благодаря стараниям Кремля (парадокс!) получившие в руки ядерное оружие (единственная гарантия Независимости Казахстана — а также недостижимая мечта сегодня даже для Ирана с Северной Кореи!) — оказались лишены его благодаря “антиядерной деятельности” Олжаса Сулейменова и Амантая-кажи Асылбекова! Эти два популиста, конечно, были лишь марионетками в руках Назарбаева — который именно отказом от “ядра” выкупал себе гарантии долголетнего царствования на посту главы Независимого Казахстана у ведущих мировых держав! Со стороны Назарбаева это было предательством национальных интересов! Со стороны Олжекена, увы, — опять свидетельством жалкой двойственности и продажности! (Я уж не говорю здесь о многих миллионах, отмытых через “Неваду”!).
После этого, отсидевшись на теплых местечках посла в Италии и посла в ЮНЕСКО — О.Сулейменов стал чаще появляться в Казахстане и вещать новые истины уже “планетарного масштаба”. Одно из его достижений в этой области — казахи, оказывается, не нация, а сборище племен! Подобные афганским диким племенам! А казахский язык вообще не нуждается в росте и культивировании — сегодня достаточно русского языка, а скоро перейдем и на английский! С его “подачи” Президент озвучил также и скороспело-провокационный тезис о необходимости создания “казахстанской нации”! Весь казахский народ, все казахские национал-патриоты дружно встали против этих бредовых и предательских идей! Автор этих строк также написал пару-тройку статей с критикой и Назарбаева, и Сулейменова.
Но Олжекен — Телец по гороскопу — не унимается и прет с “бычьим упрямством”. Благодаря усилиям Олжекена (вкупе с Даригой Назарбаевой) объявленный И.Тасмагамбетовым переход Алматинского акимата на делопроизводство на казахском языке — так и не состоялся! Роковую роль сыграл также Олжекен и в принятии “Закона о Земле”. Его либеральный и весьма двусмысленный тезис: “Земля — народу!” — означал право Назарбаева (причем, именно в этом вопросе были едины и Режим, и Демоппозиция — два кровососа крови казахской!) узаконить де-юре состоявшийся де-факто грабеж казахской земли и самих казахов!
В то время, когда национал-патриоты устраивали акции протеста ПРОТИВ самой ИДЕИ ПРОДАЖИ ЗЕМЛИ (напомню слова гуннского шаньюя: “и тулпар, и жена были моей личной собственностью — и я отдал их китайскому императору, чтобы сохранить мир; но земля не является моей собственностью, ЗЕМЛЯ ПРИНАДЛЕЖИТ ТОЛЬКО ТЕНГРИ, который отдал ее нашим великим предкам за их великие подвиги — и потому я воевал, и победил”!) — Олжас Сулейменов был в числе сторонников “приватизации” земли. К чему это привело, известно всем — СЕГОДНЯ КАЗАХИ ЯВЛЯЮТСЯ ИЗГОЯМИ НА СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ ЗЕМЛЕ! Это удивительное качество политического хамелеона и царедворца — быть на словах за народ, а на деле играть всегда на стороне Режима! Сегодня, увы, сказать, что уважаешь Олжаса Сулейменова — равносильно признанию себя предателем нации! Я ранее определил О.Сулейменова как политического канатоходца. Но здесь (в вопросах о языке и земле) он явно дал маху! Стареть начал, брат! Даже в шкурно-политических целях сегодня уже нельзя плевать в лицо Нации! Не говоря о том, что это просто безнравственно по отношению к Аруакам — Духам Предков, и преступно по отношению к собственным детям и внукам! Но Олжекен — человек “планетарного масштаба”! Я думаю, что пора бы ему со всей определенностью сказать: “планетарным поэтом можешь ты не быть — но казахом быть обязан!” (прошу прощения у Некрасова).
…В одном из поздних сборников Олжекен писал:
Не всем, кто ждал, помог,
Но я не бог —
Что в силах одинокого поэта?
Отвечаю: — Все! Если поэт — с Нацией и Народом!
Р.S. Что греха скрывать — мы все, поэты и политики рубежа 20-21 веков, вышли из олжасовской шинели, а точнее из его “Аз и Я”. “Плечом к плечу с друзьями, мечом к мечу с врагами!” — нас вел Дух поэзии Олжаса Сулейменова и в “желтоксановском” 1986 году, и в “алашевские” 1989-91 годы. Очень горько осознавать, что “Акелла промахнулся!”. Что Шерханы от Власти и шакалы от окружения свели на нет потенциал Великого Кокбори — Вождя Нации! Сколько еще десятилетий (!) ждать — пока появится новый Олжас, теперь уже казахский, казахоязычный, казахосердный Олжас! За это время Казахская Нация вполне может превратиться действительно в “сборище племен”, как это уже определил, увы, нынешний Олжас! Именно поэтому было невозможно не написать эту статью. Тем не менее, я поздравляю великого поэта Олжаса Омаровича Сулейменова с его 70-летним юбилеем. Желаю забыть о политике, перестать метаться между Режимом и Демоппозицией (оба дерьмо!), а также не раскрывать и рта на тему Казахской Нации и казахского языка. “Планетарное сознание” мы как-нибудь осилим и без Вас — на основе возрожденного национального казахского самосознания! Пишите книги, уважаемый Олжеке! Вернитесь к этрускам, шумерам, к тайнам происхождения древнетюркской руники! Желаю успеха. Ваш бывший фанат и ученик поэт Арон Атабек.
3-11 апреля 2006 года,
Алматы Арон АТАБЕК, поэт,
Председатель партии “Алаш”,
Председатель Политсовета Народного фронта Казахстана “Казак Мемлекети”.