Парадокс Истории – к принятию независимой казахской национальной государственности оказались не готовы сами казахи. В поисках ответа на вопрос: почему? — придется перевернуть пласты истории. Здесь и предательство хана Абулхаира, в целях укрепления личной власти открывшего путь русским колонизаторам. И духовная экспансия арабской религии, уничтожившей исконно казахскую культуру (тенгрианство, рунику, культ батыра-ерсера и т.д.) и соответственно ослабившей связь нации с национальным эгрегором (Энергополем Аруахов – Духов Предков). И сталинский террор, с уничтожением более 4 миллионов казахов – прежде всего, цвета национальной интеллигенции. И “совковое” взращивание поколений ублюдочной партийно-творческой номенклатуры (так называемой “зиялы қауым”) – создавшей абсолютную пустоту в духовном и интеллектуальном сознании народа. И отсутствие широкого национально-освободительного движения в годы перестройки (события Желтоксана 1986 года и деяния нескольких смельчаков в 89-91-е годы – не в счет). И как следствие – приход к власти Партноменклатурщика и создание им авторитарно-коррумпированного государства в классическом стиле “азиатских деспотий”.
Весь этот огромный круг проблем обнимается одной универсальной формулой – КАЗАХСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ, или КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ КАЗАХСТАН!
Любая национальная идея как таковая имеет ряд жизненно важных аспектов: автохтонная нация, государственность, экономика, язык, письменность, религия, образование, идеология и т.д.
Есть ли в Казахстане Автохтонная (коренная) Нация в качестве абсолютного большинства населения? Согласно статистике, сегодня казахи составляют 8 из 15 миллионов населения республики. Однако здесь не учтены данные незаконной миграции и растущий вал разрешенной рабсилы из-за рубежа. Реально казахов в Казахстане около 45 процентов, т.е. казахи являются нацменьшинством у себя же на Родине. А ведь, согласно демографической науке, увеличение числа некоренного населения уже до 10 процентов являет собой угрозу для титульной нации и национальной безопасности государства в целом.
Есть ли у казахов Национальная Государственность? Она, как и многое другое, существует лишь де-юре. На деле, де-факто, границы открыты, в стране хозяйничают иностранные компании, высшие чины, во главе с президентом, являются марионетками в руках мировых держав, нация сведена до уровня люмпен-пролетариата. То же самое следует сказать и о Национальной Экономике. Все стратегические отрасли (нефть, газ, уголь, металлы, электроснабжение и т.д.) находятся либо в руках так называемой Семьи, либо иностранных холдингов. Земельный кодекс, узаконивший продажу земли (в том числе иностранцам, как физическим, так и юридическим лицам), – вбил последний гвоздь в гроб национальной экономики. Придание русскому языку статуса “официального” в дополнение к уже имеющемуся статусу “государственного” казахского языка – фактически ставит Национальный Язык казахов на грань уничтожения. Нежелание властей принять кардинальные меры, прежде всего поставить предоставление гражданства в прямую связь со знанием государственного языка и обусловленное этим отсутствие “жизненной необходимости” в изучении последнего, а также ряд других факторов – все это есть запланированные акции по уничтожению (“гуманными” современными средствами!) казахского языка и, следовательно, казахской нации как таковой!
Национальная Письменность (наряду с языком, музыкой и религией) представляет собой Генетический Код Нации! Казахи (в силу имперской российской политики и засилья европоцентризма до сих пор считающиеся “бесписьменным” народом?!) – имеют свою исконную национальную письменность и созданные на этой письменности художественные шедевры. Речь идет о древнетюркской (древнеказахской) рунической письменности и литературе (поэмы “Куль-Тегин”, “Бильге-каган”, “Тоньюкук” и др.). Отказ властей даже рассмотреть возможность возрождения национальной казахской письменности, а также декларированный переход на латиницу – это прямой подрыв Будущего казахской нации.
Так же, как Руника является исконной письменностью казахов – так и Тенгрианство является исконной национальной религией казахов. Религия и Письменность – взаимообусловленные феномены духовной жизни нации. Не случайно ислам, медленно инфильтруясь в Степь, и лишь в XVIII веке получивший статус государственной религии (благодаря указу Екатерины II!) – в первую очередь уничтожил рунические тексты и тенгрианские обряды. Была разрушена основа духовной, мистической жизни нации – ее связь с Миром Предков. Сегодня казахи не только двуязычны – но и “двурелигиозны”: они исповедуют Тенгрианство как исконную национальную религию и Ислам как заимствованную, но ставшую традиционной религию. Именно эти две религии должны быть взяты под опеку государства (не отменяя, конечно, конституционного положения о разделении государства и религии). Все остальные религии и секты (включая православие) – должны пропагандироваться исключительно в рамках соответствующих диаспор.
Национальное образование и мировая наука — одна из сложных и актуальных тем. Тем не менее ясно одно: обучение казахских детей до 12 лет должно вестись исключительно на родном языке. Лишь после того, как личность сформируется (в основном) на базе национальной культуры и этнопсихологии – можно приступать к обучению на других языках. В целом, пока в системе образования не будет законодательно установлена обязательность обучения казахских детей на казахском языке, – будущее нации будет оставаться под вопросом.
Венец всего сказанного выше – Национальная Идеология, которая в любой стране зиждется на приоритете национального. “NATIO UBER ALLES” — “Нация превыше всего!”. Никакие абстракции общечеловеческих ценностей и планетарного мышления не могут заменить реалий Национального Духа и Национального Бытия!
Казахская нация стоит перед исключительной необходимостью консолидировать интеллектуальные и духовные силы для осознания сути КАЗАХСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ и ответить на вопрос: КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ КАЗАХСТАН?
Для этого должна быть создана организация, ставящая целью:
1. борьбу за права, жизненные потребности и стратегические интересы Казахской Нации во всех сферах ее проявления;
2. отстаивание приоритета Казахской Нации как автохтонной, коренной, генетико-преемственной (“текті”) и государствообразующей нации.
Эти цели не могут быть достигнуты без юридического оформления понятий “коренная нация” (автохтоны”) и “национальные диаспоры” (“общины иностранцев”).
Во всем мире государства сложились в процессе исторического развития по НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ (единственное, пожалуй, исключение – США, страна колонизаторов, уничтоживших местное население). К примеру, Франция – это не “многонациональное государство” (как принято говорить о Казахстане), а “французское национальное государство” — при том, что там действительно проживают представители многих наций. Это относится и ко многим другим странам, где имеется “полиэтническое общество”, но “мононациональная государственность”. Это обусловлено тем, что в этих странах понятия “коренная нация” и “национальные диаспоры” имеют четкую юридическую основу.
В условиях Казахстана “права коренной нации” включают следующие аспекты:
— казахская нация как автохтонная, коренная, генетико-преемственная (“текті”), титульная и государствообразующая нация;
— единство и неприкосновенность территории национального государства;
— унитарность национального государства (недопустимость национальных и культурных автономий);
— казахский язык как единственный язык канцелярии и деловых отношений;
— соединение статусов “государственный” и “официальный” по отношению к казахскому языку и всемерное употребление термина “государственно-официальный язык”;
— изменение статуса “официальный” по отношению к русскому языку на статус “язык межнационального общения”;
— отказ от идеи “казахстанская нация” (озвученной лично президентом Назарбаевым);
— утверждение и пропаганда идеи “казахская нация и национальные диаспоры” РК;
— замена выражений “казахстанский народ” и “народы Казахстана” на формулу “казахский народ и национальные диаспоры Казахстана”;
— замена названия “Ассамблея народов Казахстана” на термин “Ассамблея диаспор Казахстана”;
— замена прилагательного “казахстанский” на эпитет “казахский” (типа “казахская земля, государство, правительство” вместо “казахстанская земля, государство, правительство” и т.д.);
— замена выражения “многонациональный Казахстан” термином “Казахское Национальное Государство”;
— замена слова “Казахстан” наименованием “Казахское Государство”.
Необходимо, соответственно, и юридическое оформление понятия “национальная диаспора” в РК, которое, в частности, включает:
— право представителей национальной диаспоры на все права и обязанности гражданина РК;
— обязанность представителя национальной диаспоры уважать законные права коренной нации во всех сферах государственности РК – в том числе статус казахского языка как “государственно-официального” языка.
Необходимо провести реформу законодательства в сфере гражданства Республики Казахстан. Во всем мире процедура получения гражданства напрямую связана со знанием государственного языка. В карантинный период мигранты усилено изучают язык страны въезда – ибо от этого зависит получение столь жизненно необходимого статуса, как гражданство. И помимо языка существуют еще десятки условий, которым мигрант обязан соответствовать (я знаю людей, десятки лет проживших в США но так и не ставших гражданами этой страны!). Это свидетельствует о том, как высоко ценит правительство статус гражданства своей страны. А в Казахстане любой мигрант, купивший “прописку”, автоматически (!) становится гражданином РК. А ведь он, помимо всего прочего, получает право избирать и быть избранным во все властные структуры республики. Не секрет, что Назарбаев раз за разом избирается президентом в основном благодаря голосам не-казахского населения (не говоря уж о фальсификациях выборов!). Отсюда его пылкая любовь к Ассамблее народов Казахстана и стремление придать этому неконституционному органу высокий официальный статус.
Если следовать мировой практике, то знание казахского языка должно стать обязательным условием для получения гражданства РК. Сдавшие госэкзамен по языку получают статус “гражданин РК”. Не сдавшие госэкзамен по языку – получают статус “гастарбайтер” (“временный рабочий”) и “вид на жительство” (без права избирать и быть избранным во властные структуры, но с сохранением всех остальных прав). Естественно, государство при этом обязано создать все условия для овладения казахским языком (бесплатные курсы, учебники, преподаватели, оргтехника, перспективы карьеры для изучивших язык и т.д.).
Таким образом, в стране должны быть (как и во всем мире) две группы населения: граждане РК и гастарбайтеры (“временные рабочие”). Это явление характерно для всех развитых стран. К примеру, в Германии свыше 5 миллионов турков, но они не являются гражданами ФРГ, а лишь гастарбайтерами. Они зарабатывают деньги, пользуются всеми гражданскими правами, но они не вмешиваются в политико-административную жизнь государства. Потому в Германии страной правят немцы, в Англии — англичане (и т.д.), а в Казахстане правят не казахи, а мигранты!
Независимость Казахстана совпала с периодом так называемого “большого хапка”, или “прихватизации”. В результате стратегические отрасли (нефть, газ, уголь, металлы, электроснабжение и др.) оказались в частных руках (в основном, Семьи и иностранцев). Это – прямая угроза национальной безопасности государства! Нет сомнения, что эти стратегические отрасли должны быть возвращены под контроль и ответственность государства (стопроцентно!). Эта реформа (национализация или деприватизация) – обязательное условие независимой национальной Государственности. В интересах социальной справедливости необходимо провести независимую экспертизу всех нефтяных, газовых и прочих контрактов, а также ревизию всех крупнейших отечественных фирм (с публикацией их итогов в СМИ).
Независимая национальная Государственность требует повышенного внимания к обороноспособности страны. В начале 90-х Назарбаев, поддавшись шантажу мировых держав, отказался от атомного оружия и уничтожил научную базу отечественной ядерной физики. Под клоунаду дешевых популистов (О.Сулейменов, Амантай-кажи Асылбеков и др.) был закрыт Семипалатинский полигон – основа обороноспособности Казахстана! Все уничтоженное создавалось в течение десятков лет, силами тысяч специалистов и стоило миллиарды советских (золотых!) рублей. Теперь для восстановления утраченного (а это – неизбежно!) понадобятся вновь десятки лет, тысячи специалистов (которых в республике нет) и миллиарды долларов!
Каждая нация – уникальное явление и Божье предназначение! Глобализация и нео-колониализм несут опасность растворения малых наций в больших. Для казахов жизненно важно придание казахской нации статуса “коренной нации, находящейся, вследствие колонизации и этно-ассимиляции, на грани исчезновения и нуждающейся в экстренной помощи”! Необходимо закрепить этот статус на законодательном уровне и в Казахстане, и в мировом сообществе (ООН и др.) – с обеспечением соответствующих мер.
Для подьема уровня жизни коренной нации необходимо предпринять следующие шаги:
— открытие лицевых счетов для граждан РК – в первую очередь лиц казахской национальности – с перечислением на них определенных процентов с экспортной выручки Казахстана;
— выдача специального “нацпособия” по уходу и воспитанию ребенка матерям-казашкам (от рождения до совершеннолетия);
— создание приоритетных условий для получения жилья, образования и трудоустройства лицам коренной национальности;
— разработка и осуществление специальной жилищной программы для лиц казахской национальности ( включая оралманов).
Казахстан в советское время именовали “лабораторией дружбы народов” (неужто никто не замечал оскорбительности этой “метафоры” — народы как подопытные кролики!). На самом деле эта “дружба” была прикрытием имперских амбиций одних и колониальной слабостью других. После распада колониальной системы во всем мире все империи вывезли своих граждан с оккупированных территорий. И только Россия продолжает удерживать своих соотечественников на чужих землях, делая их заложниками в большой политической игре.
Еще в советское время я дал анализ межнациональных отношений в Казахстане. Прошло 14 лет, но ситуация почти не изменилась. Потому в силу актуальности проблемы позволю обширную автоцитату:
“…Ситуация в многонациональной стране накалена до предела. Каков же выход? Неужели людям на пороге ХХI века придется снова браться за оружие ( ядерное?), чтобы доказать свое право на свою же землю? Думается, решение вопроса в том, чтобы простить Истории все ее каверзы и признать незыблимыми существующие границы. Да, русскому шовинизму придется примириться с тем фактом, что три столетия трудов и жертв во имя расширения империи – пропали даром. Казахам же придется забыть о своем полуторатысячном – и более! – господстве над землями от Орхона до Дуная и довольствоваться тем, что осталось от былого могущества.
Но этот отказ от имперского мышления есть только первый шаг к межнациональному примирению. Сегодня нужна мудрая, государственная политика Репатриации Народа, волею судеб оказавшихся в Казахстане, на места их исторического обитания. Почему русский или иной патриотизм должен проявляться исключительно в форме агрессии на чужую территорию? Пусть он обратится на благо собственных земель – тем более, что многие из них пустуют.
Человек должен жить на своей земле, орошая ее потом трудов своих, и лишь тогда это будет не просто кусок земли, а Родина, за которую можно сражаться и умереть можно.
Конечно, репатриация обойдется дорого, но лучше вложить деньги в дело, гарантирующее мир и благополучие, чем обрекать народы на перманентную междоусобицу.
Казахстан – исторически часть тюркского и мусульманского мира. Искусственное привитие европоцентристского образа мышления и образа жизни дает результаты, обратные ожидаемым.
Коварство и преступность национальной политики КПСС и ее “демократических наследников”, сохраняющих неоимперское мышление, состоит в том, что она заставляет существовать в замкнутой территориально-административной целостности заведомо противоположные, потенциально враждебные этнокультурные общности, провоцируя их на перманентные межэтнические конфликты.
Только разойдясь по своим национальным «квартирам», люди смогут подняться на новый уровень межэтнического общения, и тогда слова “дружба народов” и “интернационализм” перестанут быть иезуитским прикрытием насилия одного народа над другим.
И в заключение хочу привести притчу – древнюю, но которая, я уверен, никогда не устареет. Китайский император прислал гуннскому шаньюю (хану) послов с требованием отдать ему лучшего скакуна. На совете вождей все высказались против такого унижения, но шаньюй отдал скакуна. Спустя время император потребовал себе в наложницы любимую жену шаньюя. Вновь возмутились вожди – но шаньюй исполнил желание императора. В третий раз прибыли послы – теперь с требованием отдать участок негодной, заболоченной земли. Вожди в один голос согласились выполнить это требование, но шаньюй воспылал гневом, собрал войско и разбил императора. И когда вновь собрались вожди в Орде, они спросили: “О, великий шаньюй! Ты уступил императору своего лучшего скакуна и свою любимую жену, но не отдал куска никому не нужной земли, и воевал ты, и победил. Но стоила ли эта земля таких жертв?”
И ответил шаньюй: “И скакун, и жена были моей собственностью.Чтобы не обижать великого соседа, я отдал их, хотя мне тяжело было расставаться с ними. Но земля не принадлежит мне. Она принадлежит лишь Тенгри – Создателю миров, который даровал ее нашим предкам за их великие подвиги. Если бы я отдал тот действительно никому не нужный кусок земли, то мы потеряли бы благословение Тенгри, а враги бы решили, что мы боимся пролить кровь и завтра потребовали бы новых земель. Каждая пядь земли – священна, и лучше умереть, чем отдать ее врагу” (из книги А.Атабека, “Алаш и казахская нация”, изд. “ХАК”, Москва, 1991г).
Как видим, древние правители заботились о родной земле и боялись гнева Тенгри. Нынешний казахский правитель не боится ни Тенгри, ни Аллаха – поклоняясь лишь Золотому Тельцу. Десятки миллиардов долларов загнаны на зарубежные счета. Один был обнаружен и возвращен в Казахстан, но это, пожалуй, исключительный случай. Остальные так и останутся за рубежом, обогащая зарубежных банкиров. Причем они не достанутся даже тем, кто их украл у народа. Семья Сухарто (диктатор Индонезии) так и не смогла воспользоваться награбленными богатствами. Вдова Маркоса (экс-президента Филиппин) до сих пор судится за деньги мужа. Таковы условия большой политической Игры. Вначале диктаторам дают заглотить “наживку” (черный “откат” от нефтяных и прочих суперсделок), затем делают их деяния достоянием гласности (“Казахгейт”) и арестовывают счета.
Назарбаев отдал (продал) все, что есть на казахской земле и под ней. Теперь он добрался и до самого святого – Казахской Земли. Земельный кодекс и курс на создание “казахстанской нации” – это для казахов начало пути в резервацию (см.: А.Атабек, “Казахстанская нация или путь в резервацию” — “СӨЗ”, 7 октября 2004 г. и др. СМИ). Приватизация земли Назарбаевым удивительным образом повторяет приватизацию, проведенную ханом Жангиром в середине XXI века. Тогда сотни тысяч казахов остались без земли (пастбищ) и были обречены на голодную смерть. В итоге Жангир получил восстание Исатая-Махамбета, заказную смерть от Российской империи (которой он преданно служил) – и вечный позор в памяти казахского народа!
Мы должны почаще обращать свой взор в прошлое – ибо там кроются архетипы настоящего и будущего. Один из них называется – КАЗАХСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ, или КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ КАЗАХСТАН.
8 февраля 2005 г.
Арон АТАБЕК