Трагедия шанырака — трагедия всего казахского народа 

(необходимая предыстория) Жасарал КУАНЫШАЛИН

С тех пор, как начались печально известные события в алматинских пригородах, которые я называю «казахскими гетто», мы нередко сталкиваемся с мнением (со стороны, так сказать, «коренных» горожан, и не только), что в Шаныраке, Бакае, Айгериме и других поселениях, в этих-де рассадниках зла, живут, якобы, преступники, наркоманы, пьяницы… Одним словом, криминальный сброд числом более 130 тысяч человек. Чрезвычайно, дескать, опасный для нашего мегаполиса. Подобным рассуждениям, являющимся отголоском лживой официальной пропаганды тоталитарной власти касательно казахской молодежи, восставшей в декабре 1986 года, способствует, я думаю, и элементарное политическое невежество людей, многие из которых даже в отдаленном приближении не знают истории нашей страны. Между тем корни проблемы находятся отнюдь не в самозахватах земель 12-13 летней давности, как часто утверждают, а гораздо глубже – в тех пластах прошлого, когда Казахстан долгое время был колонией России. И на протяжении столетий происходил отъем земель у казахов, который приобрел особенно интенсивный характер со времен «столыпинских реформ» в начале прошлого века. Если мы обратимся к изданной в 1907 году в г. Санкт-Петербурге книге депутата 1-й Государственной Думы Российской Империи Тимофея Сидельникова «Борьба за землю в Киргизской степи (киргизский земельный вопрос и колонизационная политика правительства)», то узнаем много интересного. Например, точные данные о том, сколько земель было «изъято» у казахов в Казахстане. Причем, как он пишет, для этого предварительно посылались специальные комиссии землемеров, которые выявляли «излишки земель». И почему-то всегда оказывалось так, что «излишними» всегда были наиболее плодородные, лучшие земли. А затем на эти, «лишние», земли производились массовые переселения крестьян из России, Украины, Белоруссии… Сидельников сообщает, что в результате этого казахи оказались без пристанища и как бы… подвешенными между небом и землей! Таким образом, колонизация сопровождалась тотальным обезземеливанием и «обездомлением» коренных жителей нашей страны. В общей сложности при царизме у казахов было отнято 65 миллионов гектаров земли. При советской власти под «индустриализацию», «освоение целины», различные полигоны, урановые разработки, космодром Байконыр и т.д. было «изъято» еще около 45 миллионов гектаров земли. Итого при царях и советах – 110 миллионов гектаров, т.е. 40 процентов современной территории Казахстана. А казахи, естественно, никуда не испарились с этих земельных площадей. Они просто вытеснялись волнами переселенцев с лучших для жизни и хозяйствования земель на лесостепной полосе, в долинах рек, предгорьях и т.д. на худшие – в пустынных и полупустынных зонах, по существу – в резервации, но без статуса таковых. Это были те самые семьдесят районов республики, которые были сплошь заселены казахами и официально признаны специальным постановлением правительства Казахской ССР в 70-х годах прошлого века в качестве наиболее неблагополучных, отсталых в социально-экономическом, экологическом и прочих отношениях. Таким образом, тяжелейшая проблема БЕЗДОМНЫХ, которая имела ярко выраженное «казахское лицо», зародилась в нашей стране в царские времена, «пережила» советскую эпоху и «дожила» до независимости (наглядный пример – существующий до сих пор «Жетiмдер бурышы» – «Сиротский угол» на ул.Макатаева, бывшей Пастера) в виде не только сложнейшего социально-экономического, но и национального явления, требующего к себе специального внимания государства. Иначе говоря, ТРАГЕДИЯ ШАНЫРАКА – не локальное явление, это – явление общенациональное, это – ТРАГЕДИЯ ВСЕГО КАЗАХСКОГО НАРОДА. Не осознав подобной аксиомы, невозможно понять, уяснить саму эту проблему вообще как таковую. Однако, к сожалению, власти «независимого» Казахстана не только не учли это обстоятельство, но и еще более усугубили ситуацию своей откровенно антинародной политикой. Исход казахов из разоренных аулов в города, долгое время искусственно тормозившийся и загнанный вглубь системой «прописки», но подспудно шедший еще в советские годы, приобрел лавинообразный характер в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. Тогда-то и возникли многочисленные «Союзы бездомных», происходили захваты земель в пригородах, стихийные застройки, повторяю, «казахских гетто». В дальнейшем они получали постоянное пополнение «благодаря» активному проведению уже в «независимом» Казахстане узаконенного «разгосударствления» (т.е. уничтожения государства) посредством тотального и безоглядного насаждения «дикого рынка» в интересах кучки власть предержащих, и, можно сказать, планомерного и целенаправленного банкротства казахского аула. А введение частной собственности на землю и ее продажа окончательно доконали коренных жителей. Итог известен – очередной массовый исход аульчан в города, прежде всего – в Алматы. Таким образом, с обретением независимости положение казахов, увы, еще более ухудшилось! Как это ни прозвучит парадоксально, власти «нового» Казахстана оказались для них «чужее» даже колониальных властей! Разумеется, в этом виновата вовсе не независимость, как иной раз пытаются нам внушить, а режим личной власти одного человека, который, воспользовавшись занимаемой им должностью генсека, в начале 90-х годов минувшего века просто узурпировал власть и «переквалифицировался» в президенты. А та политика, которая проводится им в отношении жилья и земли в форме «прихватизации», представляет собой настоящее преступление против народа! Ну, а какими именно «эффективными» способами и методами принялся «решать» нынче «бакайско-шаныракскую» проблему этот режим, окончательно утвердившийся за последнее десятилетие независимого от народа саморазвития, известно…

ЧЕМ ЛУЧШЕ РЕЖИМ ЛИЧНОЙ ВЛАСТИ НАЗАРБАЕВА ВЛАСТИ КОЛОНИАЛЬНОЙ?

Вообще все в этом мире познается в сравнении. Попытаемся обратиться к этому способу прояснения ситуации и мы. Выше я совершил коротенький экскурс в историю, говорил в общих чертах, как происходила колонизация Казахстана. А вот и «детали»: колониальные власти изымали «излишки» земель и, прежде чем принять переселенцев, сносили дома казахов, а их самих изгоняли. И сегодня происходит то же самое! С той только разницей, что тогда казахов изгоняли с помощью казачьих войск, а сегодня власти превратили в современных казаков полицейских (ОМОН, СОБР и т.д.)! При царизме ломали дома, не давая взамен никаких компенсаций! Сидельников же не зря говорил, что казахов «подвесили между небом и землей» без всякого пристанища. Народ как бы оказался в «космическом пространстве» (его же слова). Так вот, сегодня мы видим точно такую же картину – в Бакае власть порушила дома и выбросила их хозяев с семьями на улицу! А «зачинщиков беспорядков» осудила на различные сроки тюрьмы! Эти сравнения говорят о том, что нынешняя власть – откровенно, махрово, оголтело антинародная, а если быть еще точнее – антиказахская власть! Вся соль в этом. И когда на недавней конференции по Шаныраку некий депутат гормаслихата пытался оправдать акима Тасмагамбетова, заверяя всех, будто тот ничего не знал и вообще, якобы, здесь ни при чем, было просто стыдно даже слышать подобную ложь! Для пущей наглядности приведу еще одно сравнение. По сообщениям международных агентств, мэр Каракаса, столицы Венесуэлы, сегодня принимает меры по отъему земель у гольф-клубов в целях строительства жилья для неимущих. А в Казахстане – наоборот: аким Алматы отнимает земли, с кровью отнимает, у бедных и обездоленных для того, должно быть, чтобы строить гольф-клубы! Именно в то время, когда происходила трагедия Бакая, в горах, в живописных местах Алатау, на построенном Машкевичем элитном, как с гордостью сообщали наши СМИ, гольф-центре Абыкаев, Тасмагамбетов и прочие «тузы» устроили между собой соревнование и награждали друг друга дорогими призами! Тасмагамбетов во время своей «встречи с народом» 31 января нынешнего года на мое предложение о необходимости признания властью своей вины за преступный штурм Шанырака и прекращения позорного судилища над 25-ю его защитниками, заявил, что преследования «нарушителей закона» будут продолжаться! И еще сравнение: при царизме и советах земли «освобождались» от казахов для передачи огромным массам переселенцев, а в наше время – для передачи толстосумам доморощенным и зарубежным. Недавно все видели и слышали, как Назарбаев, выступая по телевидению, «осчастливил» нас идеей привлечения иностранных инвесторов… путем дарения им казахских земель!!! Можно представить себе что-либо более кощунственное?! Если при советах перед «покорением целины» огромные площади казахских земель «очищали» от самих казахов путем небывалого в истории геноцида – искусственного ГОЛОДОМОРА, загубившего более половины нации, сейчас, перед вступлением в ВТО посредством залога земли через банки, опять «освобождают» громадные территории от казахов путем полного развала сельского хозяйства, ОБЕЗЗЕМЕЛИВАНИЯ и массового вытеснения коренных жителей в города. И никакие фотографии, никакие видеосъемки, в которых зафиксированы события в Бакае и Шаныраке, насколько бы они ни были красочными, не могут в полной мере отразить всего трагизма положения. В реальной жизни все гораздо страшнее. И здесь можно уверенно сказать одно – столь бесчеловечная политика обусловлена тем, что у нас власть бесчеловечная! Какой можно сделать вывод из всего этого? Думаю, здесь никаких сомнений – мы имеем дело с антинародным режимом, который, укрепив себя за последние десять лет, сейчас просто-напросто пользуется установленными им для самого себя ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬЮ, БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ и БЕЗНАКАЗАННОСТЬЮ. В Казахстане нет никакой управы на него, поскольку он – «хозяин жизни». Полиция, прокуратура, суды, все госорганы у него в кармане. Поэтому рассчитывать на решение любых существующих проблем народа при этом режиме было бы просто самообманом. Это – напрасные надежды. И когда говорят, что вот, мол, «Назарбаев приказывает не трогать ни одного фундамента», а безобразничают-де его подчиненные наперекор Назарбаеву, подумайте сами – кто бы из чиновников в современном Казахстане посмел пойти против Назарбаева?! Общеизвестно, как вводилась частная собственность на землю: через аграрную реформу, Указы Президента, имеющие силу закона, Закон о земле и, наконец, Земельный Кодекс, который легитимизировал эту преступную деятельность. Прекрасно знаем мы также и то, что все это вершилось по личной инициативе самого Назарбаева. Он ее упорно проводил буквально через колено, и провел. Именно поэтому, конечно же, вся ответственность за происходящие против народа преступления в этой сфере тоже полностью ложится на Назарбаева. Жуткий парадокс – власти «независимого» Казахстана проводят против казахов ту же политику, которая проводилась Российской империей, но при этом превзойдя даже ее по жестокости! В результате можно констатировать: у нас нет государства, есть лишь территория, попавшая в тиски неоколониализма, в котором главную роль играют собственные власти, грабящие свой народ вместе с иностранцами. И можно считать симптоматичным тот факт, что антинародная власть сносит бульдозерами, разрушает не что-нибудь, а ШАНЫРАК – главный национальный символ казахской нации! Вообще, существование безземелья и бездомья в такой стране, как Казахстан, населенном всего 15-ю миллионами человек при громадных (2,7 миллиона квадратных километров) земельных площадях и поистине колоссальных подземных богатствах, подаренных нам Аллахом, – это прямая вина властей и только властей. Это они безбожно транжирят ресурсы страны на «Казахгейты», на гольфклубы, на казино, на царские хоромы здесь и баснословно дорогие виллы в дальнем зарубежье, на сказочное обогащение машкевичей, шодиевых, ибрагимовых, митталов, кимов и прочих своих сообщников, на кощунственное строительство торгово-развлекательного центра под СВЯТЫНЕЙ – Площадью Республики, где в декабре 1986 года пролилась кровь тысяч юношей и девушек… И, тем самым, это они и только они обрекают на нищету народ – хозяина этих богатств от Бога. Поэтому давно уже пора подобную власть, которая довела народ до такого состояния, призвать к ответу за ее преступления. Жасарал КУАНЫШАЛИН, защитник подсудимого Романа Жаппасова на судебном процессе по «шаныракскому делу».

«Шанырак — восстание бездомных» Глава 4. Трагедия шанырака – трагедия всего казахского народа