…Помню далекий уже теперь ноябрь 90-го года. В Алма-Ате, на Старой площади, сотни казахов (под руководством партий “Алаш” и “Желтоксан”) проводят бессрочный пикет и голодовку. Требования: 1) пересмотреть политическую оценку событий декабря 1986 года и выпустить на свободу оставшихся желтоксановцев; 2) объявить суверенитет и независимость Казахстана.
Чтобы отвлечь пикетчиков, власти организовали встречу с депутатом О.Сулейменовым. Конечно, большинство людей остались на площади, под дождем и снегом отстаивать свои права. Но несколько десятков все-таки пришли в аудиторию мединститута. Поэт долго говорил о том, что он всю жизнь изучает историю национально-освободительных движений и пришел к выводу, что они бесполезны и опасны, т. к. часто проливается кровь. Применительно к ситуации: прекращайте пикет и ждите милостей от властей. В ответ люди стали свистеть и демонстративно покидать зал. Поэт, сжав кулаки, гневно бросил им вслед: “Вы не хотите слушать – но я вам еще докажу!” (прямая трансляция Казахского ТВ, автор этих строк – на нелегальном положении, на конспиративной квартире).
Этот эпизод вставал у меня перед глазами, когда я читал недавнее интервью О. Сулейменова (газета “СӨЗ”, 4 ноября 04 года). Уже тогда, в ноябре 90-го года, была видна огромная пропасть между измученными, голодными, но вдохновленными борцами за свободу – и холеным, номенклатурным поэтом. Как тут не вспомнить определение классика: “Страшно далеки они от народа!”. Впрочем, классик говорил о русских декабристах отдавших жизнь за идею свободы. Сулейменов здесь, скорее – “прохожий на Сенатской площади” (из его же стихов). Но в названном интервью поэт пошел еще “дальше”. На его взгляд, казахи до сих пор НЕ НАЦИЯ – а просто “СОЮЗ ПЛЕМЕН”(!?). Вот характерный диалог: Г.Ергалиева (интервьюер): «Мы не Афганистан. Мы достойны демократии?» О.С. «Мы достойны, безусловно, но когда мы в процессе ускоренной эволюции станем единой нацией. А кто мы сейчас – нация или национальности? В Афганистане пока нет национального самосознания, у них есть племенное сознание. Они – союз племен до сих пор. В этом смысле мы ближе к Афганистану и Ираку, чем к Франции»(подчеркнуто мной. – А.А.).
Вот таков он – “взгляд из Парижа”! Казахи – не нация, а союз племен. У казахов (как у афганцев ) нет национального сознания – а есть “племенное сознание”. И, следовательно, какие у них могут быть потребности или права? Зачем “союзу племен” государственность, язык, культура, демократия? Тем более, что демократия (по О.С.) – “это приоритет и привилегия просвещенного большинства” (подчеркнуто мной. – А.А.).
А как же быть с “непросвещенным меньшинством”? Тем более, что это “темное меньшинство” у нас является “абсолютным большинством” — без работы, жилья, зарплаты, пенсий, образования, медицины, социальных гарантий и т.д.! В словах поэта, вынесенных в заглавие названной статьи (интервью), – есть некая двусмысленность. Дескать, демократия – для элиты (“просвещенной”), а для массы (“непросвещенной”) – авторитарный кулак. У казахов, напомню, издревле существовала “военно-кочевая демократия”. Ее суть: хан – не тиран, а достойнейший из достойных, а достойные – это весь народ! В таком обществе невозможны ни авторитаризм, ни коррупция, ни “казахгейты”! Демократия, по определению, не может быть чьим-то “приоритетом и привилегией” (пусть даже “просвещенного большинства”). Демократия – явление тотальное, всеобьемлющее, для всех без исключения членов общества. Нельзя быть “беременной чуть-чуть”. Демократия, как беременность, – либо она есть, либо ее нет!
Нельзя не отметить, что формулировка поэта удивительно точно перекликается с недавним заграничным высказыванием Президента: “У вас, шведов, народ живет в многовековой демократической традиции. Казахам еще долго придется развиваться, чтобы научиться демократии. Народ живет бедно. Его главная забота – как прокормиться, жить получше. Правительство заботится о том же самом” (“СӨЗ”, 4 ноября 04 года).
Пожалуй, это классический пример ЕДИНОМЫСЛИЯ авторитарного правителя и представителя интеллектуальной номенклатуры. Власти нужна интеллектуальная и моральная опора, номенклатуре – место у кормушки. Более того, власть питается идеями прирученных интеллектуалов, последние успешно используют дефицит интеллекта правителей в целях личного преуспевания. Уже вошла в историю (опубликована!) приватная переписка Тасмагамбетова с Сулейменовым. Конечно, и Екатерина II, топя в крови крестьянские голодные бунты, баловалась высоким слогом с французским вольнодумцем Вольтером. При любых исторических перипетиях суть одна – ВЛАСТЬ и НОМЕНКЛАТУРА ЕДИНЫ!
…Еще в конце 80-х годов О.С. стал продвигать идею “внеэтнической нации” (дескать, “нация – явление социальное, а не этническое”). Как пример, назывались США – там “все – американцы”, и, якобы, нет никаких проблем в сфере межнациональных отношений. Контрдоводы о том, что США построены на крови и костях индейцев, а напряженность в отношениях между “белыми”, “черными” и “желтыми” принимает все более уродливые формы и т.д. и т.п. – игнорировались. Спустя годы НАН (Назарбаев) лично озвучил идею о создании т.наз. “КАЗАХСТАНСКОЙ НАЦИИ”. О.С., пожалуй, может торжествовать. То, что 15 лет назад казалось позерством и заигрыванием модного поэта с мировым масонским истеблишментом – сегодня обретает черты государственной политики! (Помните: “Я вам еще докажу!”)
Позволю автоцитату (на правах автора одной из первых статей против “казахстанской нации”): “Эта идея, с точки зрения истории – абсурдна, с позиции международного права – нелигитимна, по отношению к правам человека – бесчеловечна, в плане межнациональных отношений – провокационна. Фактически, она подводит бикфордов шнур межнациональной розни к взрывчатке межэтнических конфликтов. И желающих поджечь его – предостаточно (с той и другой стороны)” (см. “СөЗ”, 7 ноября 04 года).
Неприятным сюрпризом для НАНа (и О.С.) стало отсутствие привычного “одобрямс” даже со стороны пугливой и продажной казахской интеллигенции (т.наз. “зиялы қауым”). Несогласие с этой идеей выразили Г.Бельгер, А.Тарази, А.Бактыгереева, Б.Койшибаев и др. С резкой статьей выступил М.Кенжебай, со стихами протеста – К.Муктай, Р.Рыскельди и др. По статье А.Атабека развернулась дискуссия в интернет-газете “Навигатор”, появились статьи оппонентов (“СӨЗ”) и т.д. Даже осторожный Д.Исабеков выразил пожелание Президенту – “еще раз хорошенько подумать”.
Но О.С. думает иначе: “Сейчас мы объединяемся, как казахи, только когда рядом есть другие национальности. Они, как обручи, которые бочку объединяют – это наше окружение, среда. Убери эти обручи — и, боюсь, рассыплется бочка” (выделено мной. – А.А.).
Оставим в стороне оскорбительное и неуклюжее (для поэта – непростительное!) сравнение. Казахская нация – “бочка”!? Другие нации – “обручи”!? Эта “метафора”, кажется, позволит О.С. войти в Книгу рекордов Гиннеса. Но если о сути – насколько необходимы эти “обручи” для казахской нации? Неужто 8 миллионов казахов (проживающих в Казахстане) не в силах самостоятельно прожить в собственной стране – без “обручальных” объятий других наций? И как же они прожили без малого 500 лет со дня образования Казахского ханства? Или как они, в качестве основного этноса, держали на себе такие империи, как Золотая Орда, Великий Тюркский каганат и т.д.!
Кстати, о терминах. Как-то исподволь вошли в лексикон такие выражения – “народ Казахстана”, “народы Казахстана” (!?). Пора со всей определенностью заявить и законодательно закрепить: в КАЗАХСТАНЕ ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДИН НАРОД И ОДНА НАЦИЯ — КАЗАХИ, а все остальные – ПРЕДСТАВИТЕЛИ ИНОСТРАННЫХ ДИАСПОР!
Это, между прочим, и было записано в 1-й Конституции независимого Казахстана: “Мы, самоопределившаяся казахская нация…”. Лишь в 1995 году появилась “назарбаевская” редакция: “Мы, народ Казахстана…”.
Факт проживания в одной стране представителей многих этносов не означает обязательно межнациональной розни. Так же как и не означает, что “Казахстан – многонациональное государство” (штамп с еще советских времен!). В той же Франции, к примеру, проживают десятки этносов – но, тем не менее, Франция – это французское национальное государство, или “Земля французов”!
Историческая правда и реальность состоят в том, что в Казахстане проживает ТИТУЛЬНАЯ, ГОСУДАРСТВООБРАЗУЮЩАЯ НАЦИЯ – КАЗАХИ, а вместе с ними, на их КАЗАХСКОЙ ЗЕМЛЕ, на правах добрых гостей (вольных или невольных, желанных или нежеланных – это другой вопрос) проживают представители более чем 120-ти национальных иностранных диаспор (общин). Каждая из этих диаспор имеет свою историческую Родину и исконный этнос: у русских – Россия, у немцев – Германия, у корейцев – Корея (две) и т.д.
В принципе – это понятно даже ежику. Даже русские национал-патриоты никогда не ставили под сомнение исконное определение (право): КАЗАХСТАН – ЗЕМЛЯ КАЗАХОВ! (Не считая, конечно, шовинистически-шизофренического бреда Солженицина или жидовского фиглярства Жириновского!). Но с чего это сам Глава Казахского Государства начинает расшатывать исторически сложившиеся устои (межнациональный паритет, “лодку” государственности — о которой так радеет, якобы, власть)?
Дело в том, что в век демографического взрыва и дефицита сырьевых ресурсов на земном Шарике катастрофически не хватает …ЗЕМЛИ! Того, что в биологии именуется — “среда выживания”. Рядом с нами: Китай — 1,6 млрд., Индия – 1,7 млрд., исламский мир (ближний) – 2,1 млрд., Россия – 0,4 млрд. населения. И Казахстан, с территорией в ПОЛ-ЕВРОПЫ и населением всего 8 МИЛЛИОНОВ АБОРИГЕНОВ – вожделенный кусок для могучих и, увы, безжалостных и беспринципных соседей! И Америка, и Европа захлебываются от непрерывных волн миграций с Африки и Азии. Сбросить эти потоки “людской биомассы” в “многонациональный Казахстан” — это стратегическая задача мировой масонской геополитики! И Казахский Президент, к величайшему сожалению, выступает в роли активного проводника этой стратегии!
Кстати, один из любимых коньков О.С. (а теперь, видимо, и НАНа) – идея о “внеавтохтонности народов”. Дескать, все кочевали, мигрировали, переселялись, смешивались. Тюрки (по О.С.) – выходцы из Двуречья (нынешний Ирак), японцы – из Средиземноморья (!?). Ни у кого нет Родины – есть общаковый Шарик! И т. д. и т. п. Не надо быть глубоким специалистом, чтобы понять – что все это далеко не так. Во-первых, наука отслеживает автохтонность населения, как минимум, с эпохи бронзы. И если тюркские корни обнаруживаются в Шумере – то это всего лишь след боевого тюркского коня на покоренных территориях (практически – это весь мир, таковы уникальность и феномен Номадизма!). И если даже японцы когда-то обитали на Лазурном побережье – то именно японцами как нация и народ, как этноформа восприятия и выражения пространства, времени и культуры – они стали только на своих нынешних островах!
Есть, как писал Гумилев, “сакральная связь этноса и ландшафта”. Практически, это связь генетическая. Только местный этнос понимает “интимные” потребности данного ландшафта; автохтон и земля – это есть космическое и мистическое единство. Пришельцы – разрушают эту глубинную связь (пусть даже неосознанно). Так были погублены и Двуречье (египтянами), и Северная Африка (римлянами), и Казахстан (целинная эпопея) и т.д. Потому понятия Родина, Нация и Национальная Культура – имеют отнюдь не отвлеченные значения, они – взаимообусловлены. Во-вторых, все эти “игры в этимологию”, возможно, интересны и забавны как “шалости поэта” — но рассматривать их как основу для современной политики по крайней мере наивно. Кроме того, подобные теории имеют крайне опасную прикладную значимость – т. к. являются наукообразным прикрытием неоколонизаторских амбиций великих держав, чьим талантливым (и отнюдь не бескорыстным!) “соловьем” выступает наш любимый поэт!
Геополитика в XXI веке – посложнее, чем шумерские знаки, которые пытается расшифровать О.С. Все понимают (но мало кто высказывается публично), что в наше время ЕДИНСТВЕННАЯ ГАРАНТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ – ЭТО ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ! Всем международным договорам о коллективной безопасности (которые так любит подписывать НАН) – цена туалетной бумаги, когда приспичит (прошу извинить столь грубое сравнение – но все-таки О.С. мой учитель по писательскому ремеслу)! Даже вечно полупьяный Ельцин понимал это – и не поддался на шантаж НАТО и не отдал ядерное оружие. А НАН, с инфантильной и преступной небрежностью позволил уничтожить эту единственную гарантию НЕЗАВИСИМОЙ КАЗАХСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ!
Свою лепту в это преступление перед нацией и государством внес и наш О.С. Помнится, еще в декабре 1988 года Рейган и Горбачев подписали меморандум о запрете на ядерные испытания. О.С., обладающий уникальным коньюнктурным нюхом (спустя 24 часа после покорения космоса – поэма о первом космонавте! И т. д.) вновь решил “сыграть на опережение” — и создал известное антиядерное движение “Невада –Семипалатинск”. Местным властям это было выгодно – всё равно Кремль уже подписал меморандум, а народу, требующему национальной независимости, полезно позволить выпустить пар! Начавшееся как “черный само-пиар поэта” — движение, при “режиссуре” НАНа, стало еще одной хитроумной ловушкой на пути национально-освободительной борьбы. Конечно, для людей, переживших ужасы радиации, а также для всех, кто мечтал разрушить стену тоталитаризма, – это была возможность (разрешенная!) применения своей пассионарной энергии.
Но существовала и другая сторона проблемы (об этом не раз заявляла партия “Алаш” и никогда не принимала участия в сомнительных акциях “Невады”). Семипалатинский полигон – это не просто кусок обожженной земли (в принципе, для ликвидации последствий достаточно создать “пояс безопасности”, как в той же Неваде – т. е. отселить людей на безопасное расстояние и обеспечить полную компенсацию!). Полигон – это уникальный, высокотехнологичный, научно-производственный комплекс. На создание его ушли десятилетия и миллиарды (золотых!) рублей. Чтобы его восстановить (а это неизбежно в интересах государства и национальной безопасности!), потребуются опять годы и миллиарды долларов. Но НАН, руками алчущих дешевой славы популистов (О.С., Амантай-кажы и др.), уничтожил уникальное военно-научное, стратегическое производство!
Я уже слышу истерические вопли оппонентов: “Атабек призывает к войне!” Ни в коем случае. Я, как и все вы – против войны. Во всяком случае, войны ядерных ракет и “ковровых бомбардировок” (то ли дело времена Куль-Тегина – тогдашние войны можно смело называть “олимпийскими играми!). Но если рядом с нами стоят гиганты с “ядерными мускулами” — разумно ли уповать на их “природное” миролюбие и гуманизм? В конце 40-х годов было всего две ядерные державы – США и СССР. Сегодня их – более десятка. Ведущие европейские страны и Китай. Израиль – под шумок “Лиги защиты евреев” создавший атомную бомбу. Даже нищие Индия и Пакистан сумели каким-то образом обзавестись ею. Голодная, но непреклонная Северная Корея готова лечь костьми – но получить свой ядерный щит. Иран, несмотря на запрет Аллаха, обнимается с “сатанинской” Россией – и все во имя того же “ядра”! Я, как и все люди – за всеобщее разоружение. Но пусть оно будет действительно “всеобщим” и начнется с США, России и Китая! А если этого пока нет, то любому здравомыслящему человеку ясно, что в данных условиях Казахстан должен иметь свою ЯДЕРНУЮ ПРОГРАММУ (и космическую – тоже)!
Кстати, в свое время, еще в бытность Г.Абильсиитова министром науки, была принята Программа развития атомной энергетики Казахстана, утвержденная соответствующим Постановлением Правительства. С приходом нового министра (В.Школьника – неизменно курирующего данную отрасль как в ранге министра науки, так и ныне в должности министра энергетики) эта Программа существует только на бумаге. Не воссоздан научный институт в г.Курчатове (Семипалатинский полигон). Отсутствуют кадры физиков-ядерщиков – и никто не заботится о создании собственной, казахстанской, школы на этом стратегическом направлении. Институт ядерной физики (под Алматы) занят непрофилирующими, смежными разработками (в основном за счет иностранных грантов). Под громогласные заявления об угрозе расползания ядерного оружия свертываются жизненно важные для государства научные разработки и внедряются второстепенные проекты (в основном – для отмывания денег). В итоге, целая научно-военная отрасль, имеющая стратегическое значение для национальной безопасности, пущена на самотек, причем руководит ею не национальный кадр (еврей; не тот ли самый “обруч”, без которого, по утверждению О.С., “рассыплется бочка казахской нации”!?).
…Но вернемся к нашему герою. Он, помимо всего прочего, еще и крупнейший деятель отечественного кинематографа. Не буду говорить о десятках халтурных сценариев (по некоторым были поставлены столь же халтурные фильмы) которыми О.С. в свое время нашпиговал киностудию “Казахфильм”. Но год назад он пробил еще один грандиозный (безусловно, необходимый – молодец!) проект – “Махамбет”. Странно лишь то, что из дюжины полновесных сценариев, присланных на конкурс, победил т.наз. “синопсис” (заявочка на полторы страницы!) чей автор, естественно, все тот же О.С. Привлеченный им же российско-американский режиссер С.Бодров, бодро отсняв рекламный ролик и прихватив немалый гонорар, отбыл восвояси (впрочем, недавно он объявился – теперь уже в качестве “до-постановщика”, бывает, оказывается, и такое — фильма “Кочевник”). “Махамбет” — завис в воздухе. Говорят, О.С. сватает теперь узбека. Но неужели у казахов нет собственных талантливых режиссеров (один К.Абенов, автор знаменитого “Аллажара”, чего стоит; есть и другие – кстати, фильмы которых О.С. так и не удосужился посмотреть)! И, положа руку на сердце, что смыслит О.С. в Махамбете и его эпохе? Если не считать, конечно, вкладом в “махамбетоведение” еще одну сомнительную метафору: “Махамбет, как стрела, в китайской стене – И штаны с бахромой опереньем” (только представьте себе!?). Сам уважаемый О.С. – типичный Байток (знаменитый придворный поэт Жангир-хана). И почему бы не отдать эту тему молодым, талантливым казахам, патронируя и опекая их – а не повторять историю о собаке (старой) на сене!
…В феврале 1992 года, еще не остыв от борьбы с тоталитаризмом (соратники в тюрьме, я в изгнании), я опубликовал в своей газете “ХАК” (Москва) статью К.Асанова “Не верь улыбке Президента”, сопроводив карикатурой: НАН, в кителе азиатского образца, манипулирует марионетками-пионерами: О.Сулейменовым и М.Шахановым. Поэты – ясно, обиделись, а НАН, с большевистской прямотой, принял “меры”: автор статьи был упрятан за решетку, а за издателем прибыл (в Москву!) “эскадрон смерти” — с целью в наручниках вывезти в Казахстан! Не получилось (в Москве все-таки уже тогда были закон и демократия), разразился международный скандал, имидж “белого и пушистого” НАНа пострадал. В итоге издатель был вынужден уехать в вынужденную “эмиграцию” в Азербайджан, затем Северный Кавказ (с женой и малолетними детьми на руках!) – и смог вернуться на Родину лишь в 1996 году (с тех пор и проживает полулегально – без жилья, работы и документов).
Меня поражает в этой грустной истории даже не сам сюжет (его хватило бы с лихвой на самый крутой киносериал!) – а точность карикатуры, предвосхитившей и последующую деспотию НАНа, и бесстыдно-бесконечные “пионерские салютования” наших известных поэтов. А ведь “поэт в России больше чем поэт” — в Казахстане еще больше! Как-то, в годы скитаний, я написал на них обоих эпиграмму:
Мы жизнь положили за ваше
Слово, единственное на Съезде,
Думали, сердцем отважны,
Победить иль погибнуть нам вместе:
Но выбрали вы “золото” из зол –
Куда послали, туда и посол!
…Мне говорят: “Арон, не вздумай (публично) критиковать О.С. Он – вне критики (публичной). Ты сам вырос на его книгах. Казахи обязаны ему своим казахским национальным самосознанием. Кроме того – любое твое слово будет расценено как черная зависть к “великой славе великого О.С.”!
Последний довод меня сражает наповал. Если у меня и есть к кому-то “зависть” — то только “белая”! Но даже и таковой у меня уже не осталось – после кровавого побоища в декабре 1986 года я перестал считать себя гением. А ведь только они, “гении” (в особенности, номенклатурные) – могут завидовать другим “гениям”!
По отношению к О.С. у меня лично только одно чувство – жалости и разочарования. В годы “совка” О.С. не смог стать даже диссидентом (а ведь многие пошли в тюрьмы только из-за одного слова несогласия с вводом советских войск в Чехословакию!). В годы перестройки он не нашел в себе мужества стать лидером национально-освободительного движения. Практически, он в нем не участвовал. По интеллекту и харизме О.С., пожалуй, был единственным (в то время), кто мог бы стать и Махамбетом, и Вацлавом Гавелом (казахским) одновременно! Но он стал тем, кем был и всегда – прирученным Байтоком, придворным поэтом, номенклатурным чиновником. Он позволил хитрому Партаппаратчику обрести ореол Освободителя от советского тоталитаризма и своим глубокомысленным (!?) молчанием санкционировал его право на Тиранию! На О.С. была возложена карма НАЦИОНАЛЬНОГО ЛИДЕРА – но он разменял ее на побрякушки лауреата, депутата, посла и т.д.
А что касается национального самосознания казахов – то оно было и до О.С., будет и после О.С. (и даже без О.С.)! Нет ничего ПРЕВЫШЕ НАЦИИ! Ибо само явление и феномен НАЦИИ — это провидение и воля ТВОРЦА ЕДИНОГО! Только через НАЦИОНАЛЬНОЕ мы постигаем БОЖЕСТВЕННОЕ (согласно генетической программе, соединяющей человека и Творца!). Само (уважаемое мной) ПЛАНЕТАРНОЕ СОЗНАНИЕ – покоится на КОНКРЕТИКЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ МЫСЛИ. А космополитизм (“безродный”) – есть форма манкуртизма и путь неоколониализма!
Что же касается О.С. – то он и сам всего лишь частица казахской нации, блуждающий ген батыра Олжабая, погибшего в бою с джунгарами. И если О.С. сегодня (точнее, уже много лет подряд – но именно последнее интервью оказалось последней каплей, переполнившей чашу терпения, и не только мою!) разрубает КАРМИЧЕСКУЮ НИТЬ, соединяющую сына и отца, казаха и нацию, поэта и нацию – то священное право мое, поэта и диссидента, указать на НЕДОПУСТИМОСТЬ ЭТОГО!
Я – КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛИСТ! И горжусь этим!
О.С., судя по всему космополит и гражданин Планеты.
Я – не против. Хотя, как напомнили мне недавно по Интернету, “космополит – это русскоговорящий европейский фашист” (цитата из Трубецкого).
Я бы не хотел, чтобы “планетарное” мышление О.С. (или кого бы то ни было еще) затмевало лучик солнца, падающий, по воле Тенгри, на кусочек суши под названием КАЗАХСТАН – “ЗЕМЛЯ КАЗАХОВ”!
Р.S. Все вышесказанное отнюдь не перечеркивает моих издавна дружеских и ученических чувств к героям статьи. О.С. – остается моим любимым поэтом и толкователем истории; М.Ш. – соратником в борьбе за национальную идею; НАН – президентом моей Родины.
С уважением, А.А.
18 ноября 2004 г.